Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Социология /

Инвайронментальная социология

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 

а биофизическая среда в основном безотносительна к ней;

4)           поскольку культура обладает свойством кумулятивности технологический и социальный прогресс может продолжаться бесконечно и все социальные проблемы так или иначе принципиально разрешимы.

Пытаясь соединить разнородные теории в некое целое инвайронменталисты выделяют некоторые общие их характеристики: антропоцентризм социальный оптимизм антиэкологизм берущие начало в “западном мировоззрении”. Для его описания предлагаются следующие посылки:

1)           люди существенно отличаются от всех других живых существ на Земле над которыми они доминируют;

2)           люди-хозяева своей судьбы они могут выбирать цели и делать все что необходимо для их достижения;

3)           мир бесконечен и предоставляет людям неограниченные возможности;

4)           история человечества-история прогресса каждая проблема принципиально разрешима и прогресс бесконечен.

       Будучи противоположно этой мировоззренческой ориентации НЕР выступает не только как научная парадигма описывающая и объясняющая “новую социальную реальность” но и соответствующих образцов поведения. Исследование взаимодействия социальных и “инвайронментальных” переменных способствовало формированию основоположений “новй парадигмы”:

1)           хотя люди обладают исключительными характеристиками (культура технология и т.п.) они остаются одними из многих видов взаимозависимо включенных в глобальную экосистему;

2)           человеческая деятельность обусловлена не только социальными и культурными факторами но и сложными связями природной сети поэтому целесообразная человеческая деятельность может иметь неожиданные последствия;

3)           люди живут в конечной биофизической среде ( и зависят от нее ) которая налагает потенциальные физические и биологические ограничения на человеческую деятельность;

4)            хотя изобретательность людей и приобретаемая благодаря ей сила до некоторой степени и увеличивают несущую способность среды все же экологические законы не утрачивают своей обязательности.

Очевидночто эти постулаты образованы прямым противопоставлением НЕР и NEP. Однако инвайронменталисты несмотря на свою ингилистическую манеру формирования новой парадигмы не хотят лишать ее предыстории и определенной методологической базы. Тем не менее NER все же имеет нечто общее с НЕР; в этом сравнении новая парадигма представляется скорее дополнением к “старой” акцентируя отдельные аспекты последней:

1)           NER согласна с тем что люди –исключительный вид но они все же должны рассматриваться как один из многих видов взаимозависимых живых существ;

2)           Осознавая то что человеческая деятельность во многом обусловлена социальными и культурными факторами нельзя сбрасывать со счетов и биофизический фактор (среда) как реакцию на социальную активность;

3)           Тогда как НЕР игнорирует биофизический контекст социальной активности NER  указывает на ограничения человеческой активности налагаемые биофизической средой;

4)           Нер предполагает бесконечный и постоянный прогресс социальный и технологический NER напротив считает что как бы ни были изобретательны люди их наука и технология в силах отменить экологические законы.

Число работ из области инвайронментальной социологии на протяжении 70-х годов возрастало что приводило к оформлению NER. “Все инвайронментальные социологи принимая инвайронментальные переменные как релевантные в понимание человеческой деятельности и социальных организаций по крайней мере неявно (и зачастую не осознавая этого) противостояли НЕР ”-считают У.Кэттон и Р.Данлэп.

  В своей политической деятельности инвайронментальное движение ориентируется на участие в традиционных политических институтах с использованием традиционных политических средств. Еслиевропейские движения были тесно связаны с выступлениями “новых левых” студенческими волнениями и т.п. то инвайронментальное движение в США наследуя традиции элитизма мелиоризма прагматизма пришло на смену движениям “за гражданские права” и против вьетнамской войны. Вполне понятно что инвайронментализм не принимает и популярной в Европе доктрины “морального тождества”.

   Кроме того американские инвайронменталисты не столь подвержены настроениям технофобии как европейские экологисты: значительная часть инвайронменталистов возлагают надежды в решении экологических проблем на совершенствование технологий. Характеристиками инвайронментализма остаются биоцентристские ценности “пределы” материального развития настроения “антироста”. 

            К  настоящему времени американский инвайронментализм представляет собой ценностно-ориентированное (в отличие от нормативно-ориентированного соглашательского) движение которое объединяет около 12 тыс. Организаций число которых ежегодно увеличивается на 250. По результатам опросов инвайронментализму симпатизирует от 60 до 80 %  населения. Большинство организаций создано в последнее десятилетие. Достаточным основанием для членства в инвайронментальной организации считается признание существования экологической опасности. Хотя в движении и существуют определенные разногласия тенденций к расколу не намечается поскольку многие инвайронменталисты входят сразу в несколько локальных организаций. Лидерство принадлежит “высшему среднему” и “высшему” классу; около 10 % общественности США заявляют о принадлежности к этим организациям но активно участвует в их деятельности около 1%. Эта группа активистов-представители “среднего класса”  со сравнительно высоким уровнем образования и доходов.

  Среди наиболее крупных организаций выделяются: Совет по защите природных ресурсов ,   Институт инвайронментальной политики ,  Федерация национальной дикой природы ,  Фонд инвайронментальной защиты ,  Американская лига Исаака Уолтона ,  Сьерра Клаб ,  Национальное общество Одюбона ,   Ассоциация национальных парков и консервации ,  Общество дикой природы ,   Друзья земли. 

   Существенных разногласий по поводу средств политической борьбы за достижение новой социадьной политики у инвайронменталистов нет но остается разнообразие интерпритаций целей этой политики.

                     ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Оценивая в целом развитие американских социально-экологических концепций. Прежде всего следует отметить органическую связь инвайронментализма в особенности ранних его форм с социально-историческими условиями формирования американского образа жизни и соответствующего стиля мышления со свойственными ему элементами натурализма индивидуализма активизма локалистской идеологии и реформизма.

    Соединение рационализма и иррационализма в теоретических  основоположениях инвайронментализма обусловливает и пртиворечия возникающие уровнем ниже: сочетание реформизма как воплощения рациональных целей разрешения экологических проблем с предлагаемыми средствами их достижения.

   Заслуживает внимания также опыт эмпирических исследований социальных экологов и внедрения результатов в социальную среду. Кроме того немаловажным представляется более детальное изучение

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»