←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
"бесполые "школьные уроки о семейной жизни. И эротические комедии толь-
ко для очень взрослых, которые смотрят преимущественно несовершеннолетние.
И руководство по технике сношения, отпечатанное в подпольных типографиях
и продающихся на каждом шагу в центре Москвы и Ленинграда... Вакханалия
- в ужасе одни граждане. Свобода- ликуют другие. Не вакханалия, к сча-
стью. И не свобода , к сожалению. Никаким "порногенацидом" ханженства не
взять."- так расценивал общественные изменения доктор философских наук
Сергей Исаевич Голод в 1984 году. Так что следует сказать, что "сексуаль-
ная революция" в 80-е годы носила показательный характер. Это естествен-
но, ведь человек всегда стремился ко всему, что было запрещено. Отсюда
я делаю вывод, что стоит перейти от предпосылок, к детальному рассмот-
рению "сексуальной революции", к чему и перехожу.
Глава 3
"Сексуальная революция" и ее влияние на общественное сознание.
"Наша страна уверенно занимает первое место в мире по ханжеству" -
с этого утверждения начал свою лекцию о сексе, обществе и культуре
в 1987 году профессор Кон. А я бы поддержал профессора, но есть неко-
торые добавления к сказанному. Пытаясь изменить свое сознание, мы не
изменили своих стереотипов, мы только меняем знаки у стереотипов.
Фундаментальна слабость нашего мышления - подростковый максимализм:
нам все надо немедленно, сейчас. Для нас разрешить проблемы нашего
общества - сделать так, чтобы проблем не было. Нас воспитали в том
духе, что наше общество уникально, а наши проблемы не имеют ничего
общего с общемировыми. Сейчас мы впадаем в другую крайность и напе-
ребой доказываем, что мы - самые плохие на свете. Проблемное мышление-
совсем в другом. Надо разбираться, что внаших бедах, проблемах от
застоя, что от местных властейц, а что - от общих мировых движений,
тенденций развития. Вопрос, который касается частного случая сексо-
логии часто задается в последнее время. Что касается этого вопроса,
т.е. сексуальных отношений, одних из важнейших человеческих взаимо-
отношений, они являются не частным вопросом, а фундаментальной проб-
лемой. Человеческая сексуальность - это не биологический феномен, а
феномен культуры. Эти сюжеты не являются частными, они включены в
жизнь общества. Не случайно, например, репрессивность в половой мо-
рали появилась у нас в 30-ые годы, в период гшлобадьной контрреволю-
ции, когда у людей вытравливалось все человеческое... Мы повторяю,
максималисты, нам подавай все перемены - политические, экономические,
социокультурные - немедленно, и в то же время мы ведем перестройку
на волне консервативного массового сознания. Что уж там говорить,
через наши стереотипы очень трудно переступить. Старая богословская
идея о греховности половой жизни превратилась в массовом сознании в
прочное убеждение, что у всякого, кого интересует секс, у самого что-
то по этой части не в порядке. Вообще говоря, заинтересованность чело-
века в том или ином предмете нередко стимулируется его личными проб-
лемами. Однако, так бывает далеко не всегда, да и сами эти проблемы
могут быть разными. Никто не думает, что физиологией питания занима-
ются обязательно обжоры, языкознанием - косноязычные, а криминалис-
тикой потенциальные преступники. К тому же, сексуальность - предмет
общеинтересный, а проблема "нормы" здесь особенно сложна. Одному
собственная сексуальность кажется чрезмерной, другомму - недостаточ-
ной. Наличие каких-то личных проблем, если только они осознанны, в
принципе не исключает их возможности их объективного исследования.
Все наслышаны о сексуальной революции, но представляют ее по-
разному. Мне всегда казалось, что при всех своих издержках это благо,
что она дает человеку больше свободы и больше радости. Но не мало
людей, которые склонны подозревать ее в самых тяжких грехах - от
разбитых семей до увеличения социальных преступлений.
Нужно определиться, поэтому я хочу сказать, что само понятие "сек-
суальная революция" я бы взял в кавычки по одной причине. Речь идет об
очень сложном социальном процессе, который вклшючает в себя тенденции
разной длительности. В одних случаях это эволюционный процесс, который
начался в 18 веке и продолжался полтора - два столетия, в другом -
очень быстрые радикальные перемены, пришедшиеся на время после Второй
мировой войны, и в особенности - бурные сдвиги в 60-ые годы. "Сексу-
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|