←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
альная революция" - противоречивый процесс. С одной стороны, это более
светское, терпимое отношение к сексуальности, понимание того, что оно
представляет собой важной аспект общественной и личной жизни, одно из
проявления свободы,с другой стороны - негативные вещи, связанные с тем,
что одни запретительные нормы потеряли свое значение, рухнули, а дру-
гие нормы внутреннего регулирования еще не сложились. Вот почему, ког-
да люди говорят о "сексуальной революции", то часто не понимают друг
друга, и вкладывают в это понятие разное содержание. Поэтому, употреб-
ляя этот термин, надо всегда уточнять, о чем собственно идет речь. Тот
же факт, что положительные эволюционные сдвиги в этой области имели
место, никаких сомнений вызывать не может.
Повторюсь, что согласно традиционной, христианской морали, которая
определяла официальное поведение (хотя в быту все было иначе, всегда
существовала контркультура) секс явление отрицательное. Секс и эротика
это всегда плохо, от лукавого. Негативное отношение к сексуальности
окрашивало европейскую культуру, особенно нового времени, в более ран-
ние периоды, в средние века - дело обстояло иначе. Существовали двой-
ные нормы поведения, на ряду с официальной культурой существовала
народная, карнавальная, смеховая культура, в которой многие запреты из
официальной сферы не действовали, и это тоже было легально.
И главное завоевание "сексуальной революции", которое никто отме-
нить не может, это растущее понимание в обществе того, что в своем
обыденном сознании люди всегда знали, что сексуальность явление не
отрицательное, а положительное, источник удовольствия, радости, сты-
диться его не надо, бояться его не надо. Это свзано с общей многооб-
разностью и переориентацией культуры. На первое место выходит индивид
с его многообразной жизнью. Реабилитировано тело, Реабилитирована
чувственность. Идея противоположносьти телесного и духовного, как низ-
менного и возвышенного, при чем, возвышенноедолжно родавлять низменное,
оказалась пересмотренной и практически и теоритически. Обнаружилось
гораздо больше разнообразия форм сексуальной жизни, эротики, к ним
стали относиться с большим пониманием, более терпимо.
Понимание и терпимость применительно к сексу, нередко называют
у нас вседозволенностью. Да, волны сексуальной революции принесли
много пены, но давайте разберемся в том, что можно считать дозво-
ленным, а что недозволенным.
"Разрешено, дозволено все, что не запрещено законом"- фундамен-
тальный принцип правового государства. Другое дело, что не все раз-
решенное и дозволенное - хорошо и необходимо, потому что кроме норм
права, которые охраняют только фундаментальные интересы общества,
существуют еще нормы морали и эстетические нормы- люди всегда ста-
рались строить свою жизнь, в том числе и сексуальную, по законам кра-
соты.Кроме того, естьь индивидуальные предрасположения,склонности,то,
что хорошо для одного человека, абсолютно неприемлемо для другого и,
коль скоро речь идет о поведении пары, это накладывает определенные
ограничения.
Наша критика вседозволенности очень характерна для советского сти-
ля мышления. Ярлык вседозволенности, как идеологическое клише возник
не сегодня, а в самые застойные времена. По сути дела, это была иде-
ологическая защита тоталитарного режима, в котором человеку ничего не
дозволено. Люди сами в своей среде с учетом норм морали, своего пони-
мания красоты и своих индивидуальных пристрастий, решают, что из гро-
мадной сферы дозволенного они будут себе позволять, а чего не будут.
Сексуальная революция прежде всего поменяла знак. Сексуальность,
которая раньше была в подполье, хотя всегда воспринималась положитель-
но в личной жизни, стала нормой официальной культуры. Никакого "отбоя"
в этом отношении на западе не произошло. Главное завоевания в сексу-
альной революции - принцип свободы, индивидуализации и многообразие
форм сексуальности. Он остается неизменным. Что изменилось? Прошло
первое опьянение этой свободой. У свободы всегда есть два измерения:
то, от чего человек хочет освободиться, и то, для чего человек хочет
освободиться. Начинается все всегда с отрицания - снимаются всевоз-
можные ограничения, запреты. Но в следующий момент неибежно возникает
вопрос: для чего это нужно, что я хочу, что я теперь могу?.. Естествен-
но, чем сильнее угнетение, тем сильнее человек хочет от него избавиться,
 
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9
|
|