←предыдущая следующая→
1 2 3
(1850 – 1931)
Н.И. Кареев - выдающийся русский ученый – историк и социолог, крупнейший представитель классического позитивизма в социологии, один из основателей отечественной социологии, настойчивый и убежденный последователь и популяризатор учения Конта и других западных философов и социологов.
Николай Иванович Кареев родился 24 ноября 1850 г. (6
декабря — по новому стилю) в Москве. В 1873 окончил Московский
университет (где под
руководством В.И.Герье занимался историей Великой
французской революции). В юности испытал влияние идей Л.Фейербаха,
Н.Г.Чернышевского, Н.А.Добролюбова и особенно
В 1879—84 гг. Кареев был профессором Варшавского, а
затем Петербургского университетов. С 1910
Политические взгляды Кареева можно охарактеризовать как
умеренный либерализм, но несмотря на всю умеренность своего либерализма, Кареев
в 1899 году был уволен в связи со студенческими волнениями из Петербургского
университета, куда вернулся лишь в 1906 году. Во время Революции 1905—07 гг. вошёл
в ряды кадетской партии и был избран членом 1-й Государственной Думы. В курсе
Кареева «История Западной Европы в новое время» (т.
1—7, 1892—1917) отводилось существенное место социально-экономическим процессам
Помимо основательных чисто исторических работ, оказавших серьезное влияние на многих отечественных и зарубежных историков, Кареев плодотворно занимался разнообразными методологическими проблемами социологии. Так, он рано и независимо от немецких неокантианцев поставил вопрос об особенностях обобщения в естественных и гуманитарных науках, о типологическом анализе и др. Внимательно следя за историей становления мировой и русской социологии, он быстро откликался на очередные новинки в этой области то статьей, то рецензией. Часто завязывалась полемика. Статьи объединялись в сборники и многократно переиздавались.
Кареев пришел в науку в то время, когда шли усиленные поиски аргументов в пользу самостоятельности социологии. Он активно включился в эту работу и наряду с разработкой конкретных тем в области социологии и истории создал ряд оригинальных исследовании по общим вопросам теории и методологии социологического знания.
Кареев принадлежал к субъективной школе, стремясь
систематизировать многие ее уроки, защитить от критики со стороны марксистов,
неокантианцев, религиозной социальной метафизики. Среди конкретных социологических
проблем особое внимание уделял междисциплинарным отношениям социологии
(особенно с
психологией), роли личности в истории, прогрессу и др. Наиболее значителен его
вклад в разработку истории социологической науки, он является основателем и
зачинателем известной "русской традиции" историко-критического
обозрения социологических школ и направлений, в которую входили влиятельные
социологи - М.Ковалевский, В.Хвостов, П.Сорокин, П.Тимашев и др. Кареев - один
из первых удачных библиографов социологии и составитель ранних учебных программ
по этой дисциплине. Идейное наследие Н. Кареева многопланово и обширно и философско-исторические
и социологические работы в нем занимают весомое место.
Кареев, в основном, оставался приверженцем позитивистских установок при изучении реальных факторов ("эмпирических событий"). Главную задачу для себя он видел в открытии законов развития человечества с помощью точных методов исследования. Общество как организованное целое - социальный прогресс, социальная организация, контроль и регуляция - все эти факторы, тесно связанные между собой, утверждал Кареев, и образуют основу закономерного, развития общества как сложной системы психических и практических взаимодействий личности.
Кареев дал определение социологии как абстрактной науки, занимающейся изучением природы и генезиса общества, его основных сил и их взаимоотношений, а таете происходящих в нем процессов, независимо от времени и места их возникновения.
"Социология, - писал он, - есть общая абстрактная наука о природе и генезисе общества, об основных его элемента факторах и силах, об их взаимоотношениях, о характере процессов, в ней совершающихся, где бы и когда бы все это ни существовало и ни происходило".
В работе "Общие основы социологии" Кареев развивает свое представление о социологии. Он пишет: "Социология берет общество интегрально, имея в виду, что государство, право и народное хозяйство, обособленно взятые для изолированного изучения, существует только в абстракте, что реально нет государства, в котором не было бы права и хозяйства, что нет хозяйства без государства и права и что нет, наконец, и последнего без первых двух".
Основной источник социологии Кареева – позитивизм, особенно – контизм. Вместе с тем Кареев выступал с критикой его теорий - не принял тезиса Конта, согласно которому вся история может быть представлена трехфазной схемой, выражающей законы движения наук в соответствии с формами миросозерцания; отрицательно относился к игнорированию Контом значения политической экономии для построения социологии. классификации наук, считая ее неполной. Огюст Конт, по мнению Кареева, в силу неразвитости психологического знания в тот период сделал скачок от биологии к социологии, минуя психологию. «Между биологией и социологией мы ставим психологию, но не индивидуальную, а коллективную», - писал Кареев. Коллективная психология способна, по его мнению, стать подлинной основой социологии, поскольку все общественные явления есть в конечном счете духовное взаимодействие между отдельными людьми.
Главные проблемы социологии, согласно Карееву, таковы: 1) социология как наука; 2) научный и этический элемент в ней; 3) отношения социологии с другими общественными науками, а также с биологией и психологией; 4) экономический аспект общества; 5) социальная структура; 6) прогресс как сущность исторического процесса и 7) роль личности в истории.
Кареев придавал большое значение развитию теоретической социологии. В соответствии с принципами позитивизма
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|