Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Социология /

Роль силы в ненасильственной борьбе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

                                

МГТУ  имени  Н.Э.Баумана

 

 

РЕФЕРАТ

ПО  ПОЛИТОЛОГИИ  

НА  ТЕМУ  :

                        

“  РОЛЬ  СИЛЫ  В  НЕНАСИЛЬСТВЕННОЙ  БОРЬБЕ   “

                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                            

                                                             Cтудент :

                                                               Группа :

                                                 Преподаватель : Волкова  И.В.

 МОСКВА  1996 год.

                                      

 - 2 -


 Теория  ненасилия

   Термин   ненасилие  в  последнее  время  становится  всё  более  и  более  популярным.  Он  прочно  вошел  в  обиход  политической  лексики ; без  него  редко  обходятся  в  политологических  дискуссиях  оно  всё  чаще  встречается  в  прессе , в  статьях , вышедших  по  поводу  текущих  социальных  и  политических  событий . Причин  этому  достаточно . Помимо  ужаса  перед  творящимся  на  наших  глазах  и  всё  возрастающим  насилием , помимо  осознания  гибельности  насилия  во  имя  любых  целей , помимо  авторитета  мыслителей , общественных  деятелей , с которыми  связываются  идеи  и  практика  ненасилия , да  и  просто  человеческой  привлекательности  философии  ненасилия , в  быстром  принятии  слова ’’ненасилие’’   и  связанных  с  ним  ассоциаций  кроется  усталость  от  привычных  слов , с помощью  которых  принято  выражать  возвышенные  этические  идеи .

    Насилие  и  ненасилие  присутствуют  во  всех  культурах , у  всех  народов . Насилие  на  протяжении  многих  веков  было , можно  сказать , формой  общественного  развития , а  наряду  с  этим  существовали  упования  на  ненасилие , различным  образом  выражаемые , вылившиеся  на  уровне  индивидуального  самоопределения  в  непротивлении , неучастии , пассивности , уходе . Как  известно , евангельский  образ  ненасилия  и  состоит  в этом : ‘’Не  противься  злому . Но  кто  ударит   тебя  в  правую  щёку , обрати  левую ’’. Многие  из  современных  приверженцев  теории  и  практики  ненасилия  стремятся  привлечь  такой  новозаветный  материал  для  обосновании  идеи  ненасилия . Но  ведь  и  по  Евангелию , и  по  Деяниям  Апостолов  известно , что  раннехристианская  социально-этическая  доктрина , имея  в  качестве  одного  из  краеугольных  камней  заповедь  ненасилия , вполне  допускала  из  прагматических  соображений  насилие  в  отношении  ярых  противников  истинной  веры  или  вероотступников . Только  благодаря  реформаторству  Л.В. Толстого  заповедь  ‘’ не  противься  злому’’   приобрела  тот  смысл , который  мы  стараемся  вычитать  в  ней  сегодня :’’ Не  противься  злу  насилием  ‘’,и  это - одна  из  ряда  возможных  интерпретаций  евангельской  заповеди . 

          В  каждой  культуре  существуют  две  альтернативы : одна - ориентация  на  насилие , другая - на  ненасилие . При  этом  в  разных  культурах  указанная  альтернатива  проявляется  по-разному . Чтобы  полнее  понять  идею  ненасилия , рассмотрим  проявление  этой  идеи  в  культурах Востока , Запада  и  России.

   Традиционным  культурам , определяющим  лицо  Востока , присуще  гармонизирующие  видение  человека  и  космоса , их  нерасчленённость , полное  единение . ‘’Мир  и  я  рождаемся  вместе , и  вся  тьма  вещей  составляет  единое  со  мной ‘’ - говорится  в  даосском  тексте ‘’ Чжуан-цзы ‘’ ( 4 в. до н.э.).О  той  же  гармонии  говорят  и  конфуцианцы . По  словам  Чан-Цзая ( 9 в. ) , ‘’ небеса - мой  отец , земля - мать  моя  , и  даже  такое  мельчайшее  существо , как  ‘’ я’’ , находит  себе  место  среди  них . Все  люди - мои  братья  и  сёстры  , все  существа - мои друзья ’’ . Апофеозом   ненасильственного  отношения  ко  всему  живому  является  индийский  джайнизм . ‘’ Книга  о  хорошем  поведении ‘’  из  джайнского  канона  наставляет : ‘’ Причинение  вреда  земле  подобно  избиению , ранению  и  убийству  слепого ... Зная  это , человек  не  должен  грешить  против  земли  или  позволять  другим  делать  это ... Человек , который  воздерживается  от  причинения  вреда  даже  ветру , знает  о  страданиях  всех  живых  существ ... Тот , кто  знает , что  плохо  для  него  самого , знает , что  плохо  для  других , и  наоборот ... ‘’

- 3-


Но  вот , что  парадоксально : ненасильственное  отношение  к  природе  имело            негативные      последствия   для   судеб   народов   Востока   .   Потому   что 

невыделенность  человека  из  природы  проектировалась  на  общество . Отсюда  -отсутствие понятия индивид , личность .Человек  рассматривается  как ‘’ песчинка’’  в  природе  и  обществе . Его  самоценность  не  признаётся . Поэтому  в  традиционном  обществе  по  отношению  к  человеку  допускается  насилие  со  стороны  государства . Об  этом  ярко  свидетельствует  кастовая  система , функционирующая  до  сих  пор  в  индийской  культуре . В  традиционной  культуре  Китая  человек  рассматривается  в  качестве  “ песчинки”  , слагающей  окружности  социальной  иерархии , расположенные  вокруг  единого  центра - императорской  власти ,  обладающей  правом  на  любые  формы  насилия  во  имя  сохранения  общественной  системы ,” освящённой  Небом “ . Короче  говоря , в  восточном  традиционном  обществе  наблюдается , с  одной  стороны , ориентация  на  ненасилие  в  отношении  к  природе , а  с  другой  стороны , - насильственная  ориентация  государства  по  отношению  к  человеку .

         На  Западе  мы  видим  совсем  другую  альтернативу . Начиная  с  античности , возрастает  отпадение  человека  от  космоса  и  человек  по  отношению  к  природе  выступает  как  “ царь “ , который  вправе  управлять  ею . Но  с  другой  стороны , выделение  человека  из  природы , придание  ему  “ царственного ”  статуса  позволило   Западу , получив  первые  импульсы  в  итальянском  Возрождении  , двигаться  от  идеи  индивида  к  индивидуальности  и , наконец , личности . К  новому   времени  происходит  фактически  окончательный  разрыв  Европы  с  традиционным  обществом  , тогда  же  возникают  политологические  понятия  ”  Запад ”   и

” Восток” . Новая  экономическая  и  политическая  реальность  европейской  истории  коренным  образом  меняет  отношение  к  человеку , ведёт  к  утверждению  его 

” естественных ”прав , к  числу  которых  прежде  всего  относится  право  на  жизнь , на  безопасность .

    Сравнительный  анализ  культурных  традиций  Востока  и Запада   помогает  трезво  оценить  отечественную  ситуацию . Не  только  в  силу  нашего  географического  срединного  положения , но  и  вследствие  ряда  исторических  причин  , в  России , по  крайней  мере  в  20  в. , сложилась  ситуация  безальтернативности - ориентация  на  насилие  и  по  отношению  к  природе , и 

к  человеку  в  обществе .

      Где  же  выход

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»