←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
2ГОСУДАРСТВЕННАЯ ФИНАНСОВАЯ АКАДЕМИЯ ПРИ ПРАВИТЕЛЬСТВЕ РОССИИ
Кафедра Политологии
3Реферат на тему: "Социально-политические воззрения Аристотеля".
студента 112 группы
института Кредита
Дозорина Г.Д.
Научный руководитель: Седых Н.Н.
Москва 1993 г.
.
- 2 -
1Социально-политические воззрения Аристотеля.
2"Политика" Аристотеля.
Одной из характерных черт научной деятельности Аристотеля
является ее многогранность. Своими трудами Аристотель обогатил почти
все существовавшие в его время отрасли науки. Государство и общество
не остались вне поля зрения философа. Главное место среди его
произведений, посвященных изучению государства и общества, конечно,
занимает "Политика".
Теоретическое построение идеального полиса - конечная задача,
которую ставит перед собой Аристотель в "Политике". Вполне
оправданными были бы поиски нитей, связывающих идеальный полис
Аристотеля с греческими полисами IV в. до н.э., внешними и внутренними
условиями их существования. Разумеется, этим не исчерпывается связь
содержания трактата Аристотеля с эпохой, в которую он жил. Рассуждения
о совершенном, с точки зрения автора, полисе занимает в "Политике"
много места (седьмая и восьмая книги; к этому следует добавить анализ
теорий его предшественников и современников во второй книге). Этому
рассуждению предпослано занимающее гораздо больше места учение о
полисе вообще. Здесь мы находим обоснование мысли, что полис является
высшей формой объединения,способствующий достижению счастливой жизни,
т.е. жизни, согласной с добродетелью; здесь понятие полиса
подвергается расчленению на его простейшие элементы. Ссылаясь на
природу, неправомерно, по его мнению, распределившую между людьми
умственные способности, Аристотель защищает один из устоев античного
общества - рабство. Он также выступает защитником другого устоя
- 3 -
"Политика" Аристотеля
античного общества - частной собственности, обосновывая это тем, что
потребность в собственности свойственна человеку по природе.
Рассмотрение различных теорий государственных устройств
Аристотель начинает с анализа проекта Платона (Сократа). Он особенно
подчеркивает трудность осуществления этого проекта на практике.
Аристотель подвергает критике теоретическую позицию Платона - его
стремление ввести в государстве полное единство, не считаясь с реально
существующей множественностью. В "Законах" Платона Аристотель находит
произвольные утверждения, а в некоторых случаях непродуманные
положения, грозящие при проведении их в жизнь теми или иными
затруднениями и нежелательными результатами.
Признавая полезность имущественного равенства во взаимных
отношениях между гражданами, Аристотель отказывается видеть в нем
панацею от всех общественных зол. Разбирая проект Гипподома
Милетского, он обнаруживает противоречия в самых его основах:
земледельцы, не имеющие права носить оружие (как и ремесленники), у
Гипподома принимают участие в управлении государством наряду с
воинами; между тем, утверждает Аристотель, действительность
показывает, что те, кто не имеет права носить оружие, никак не могут
занимать в государстве одинаковое положение с теми, кто обладает этим
правом.
Таким образом Аристотель приходит к заключению, что предложенные
до него проекты, если они будут реализованы, не обеспечат наилучшей
жизни гражданам государства.
В начале исследования видов государственных устройств Аристотель
подвергает рассмотрению вопрос о государстве вообще. В первую очередь
он анализирует понятие гражданина, время от времени обращаясь к
практике греческих полисов. Свое заключение Аристотель формулирует
←яЁхф√фє∙р ёыхфє■∙р →
1 2 3
|
|