СОДЕРЖАНИЕ:
1. Личность как социальная система.
ОБЩЕСТВЕННОЕ
И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ В ЛИЧНОСТИ.
Человек входит в жизнь как целостный феномен.
Жизненная деятельность человека всегда несет на себе отпечаток уровня его
развития как личности во всей ее
разносторонности. Жизненная позиция личности
формируется совокупностью
Личность есть системное и поэтому
"сверчувственное" качество, хотя носителем этого качества является
вполне чувственный, телесный индивид со всеми его врожденными и приобретенными
свойствами. Они, эти свойства, составляют лишь условия (предпосылки)
формирования и функционировния личности, как и внешние условия и обстоятельства
жизни, выпадающие на долю индивида.
Характеризуя "личность" имеют в иду
"целостность", но такую "целостность", которая рождается в
обществе. Индивид выступает
Становление личности происходит в процессе усвоения
людьми опыта и ценностных ориентаций
данного общества, что называется социализацией. человек учится выполнять особые
социальные роли, т.е. учится вести себя
Социальная личность складывается в общении людей, начиная с первичных форм общения матери с ребенком. ребенок постоянно включен в те или иные формы общественной практики; и если отсутствует ее специальная организация, то воспитательное воздействие на ребенка оказывают наличные, традиционно сложившиеся ее формы, результат действия которых может оказаться в противоречии с целями воспитания. формирование человека как личности требует от общества постоянного и сознательно организуемого совершенствования системы общественного воспитания, преодаления застойных, традиционных, стихийно сложившихся форм.
Выступая
Целенаправленное формирование личности человека предполагает её проектирование, но не на основе общего для всех людей шаблона, а в соответствии с индивидуальным для каждого человека проектом, учитывающим его конкретные физиологические и психологические особенности.
Главная цель развития личности – возможно более
полная реализация человеком самого себя, своих способностей и возможностей,
возможно более полное самовыражение и самораскрытие. Но эти
качества невозможны без участия других людей, они невозможны в изоляции и
противопоставлении себя обществу, без обращения к другим людям, предполагающего
их активное соучастие в этом процессе.
ЖИЗНЕННАЯ ПОЗИЦИЯ.
В рамках анализа жизненной позиции встаВ рамках анализа жизненной позиции встает вопрос об
образе жизни личности.
Образ жизни
Свои
социальные устремления личность реализует в материальной и
духовно-идеалогической жизни. Жизненная позиция выступает в этом ряду
характеристикой конкретного субъекта,
который в рамках данного образа жизни ведет материальную и
духовно-идеалогическую жёт
определенной направленности, содержания и
активности. Личность – это ученик и соавтор
Образ жизни общества, социальной группы,трудового
коллектива представляет для субъекта любого уровня(а для конкретного человека
особенно) как специфическое общественное условие, активно
детерминирующее и его образ жизни. Личность сталкивается с целой совокупностью
ситуаций жизненного выбора.
В момент жизненного выбора личность проходит испытание на зрелость и социальную устойчивость как сознательный субъект общественной жизни.
Понятие "жизненная позиция" связано с активным, избирательным отношением
людей к природе и обществу, способностью человека делать выбор и принимать решения
в тех или иных условиях, в том числе и в рамках
3. СОЦИАЛЬНЫЕ ТИПЫ ЛИЧНОСТИ.
ТЕМПЕРАМЕНТ.
1. "Деятели" – воины, ремесленники, инженеры, педагоги; активное действие, изменение мира, других и себя.
2. "Мыслители" – смотреть, размышлять; оружие – слово.
3. "Люди чувств и эмоций" – деятели литературы и искусства; оружие – интуиция.
4. "Гуманисты и подвижники" – оружие – обостренное чувство ощущения душевного состояния другого человека, любовь ко всему живому; дело жизни – милосердие.
Особый интерес
А.Р.Лурия
высказал афоризм, что величие ученого определяется тем, насколько выдвинутые им
представления задержали развитие научной мысли. В этом смысле вряд ли кто из
ученых может состязаться с гиппократом, который предложил гуморальную концепцию
темперамента. Гиппократ учил, что темперамент зависит от соотношения четырех
жидкостей организма –
4. СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ.
Понятие личности – это совокупность таких психологических качеств индивида как:
1.
2.
3.
В философии личность человека как таковая не рассматривается. ею надо стать.
В социологии – личность – совокупность статусно-ролевых характеристик. Личность - это автономная систем, которая может быть независима от общества. Эта независимость проявляется в собственном мировоззрении личности. в её самосознании.
Социальные роли – это совокупность требований. предъявляемых индивиду обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек, занимающий данный статус в социальной системе. У человека может быть множество ролей. Когда происходит противоречие 2-х ролей, имеет место ролевой конфликт.
Социальные роли:
Институционализированные: институт брака, семьи, соц. роли матери, дочери, жены |
Конвенциональные: принимаемые по соглашению, хотя человек может и не принимать их |
Основные ролевые характеристики:
Толкот Парсенс предложил 5 характеристик любой роли:
1. Эмоциональная: одни роли требуют эмоциональной сдержанности, другие – раскованности.
2. Способ получения: предписанные и завоеванные.
3. Масштаб: часть ролей строго ограничена, часть – размыта.
4. Формализация: деятельность в строго установленных рамках или произвольная.
5. Мотивация: личная прибыль, общественное благо и т.д.
Социальная роль состоит из:
1.
2.
Теория Ч.Кули – Теория общественного зеркала. суть теории: сравнивая себя с другими, у человека появляется собственное мнение из оценок других людей. Формирование оценки связано с вознаграждением. Поступки, которые поощряются в человеке могут получить дальнейшее развитие.
¶ Мы анализируем, как к нам относятся люди.
¶ Мы анализируем, как мы относимся к этой оценке.
¶ Мы анализируем, как мы реагируем на эту оценку.
При иссле
Для того чтобы проанализировать. как индивид
вовлекается в общественные отношения, необходимо четко выделить различные планы
исследования системных качеств личности. Так, на пример, исследование
существующих у определенной социальной группы представлений о взаимоотоношениях
между "руководителями вообще"
5. ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ ТЕМЫ РЕФЕРАТА.
Человек – это живое, телесное существо, жизнедеятельность которого представляет собой основанный на материальном производстве, осуществляющийся в ссистеме общественных отношений, процесс сознательного, целенаправленного, преобразующего воздействия на мир и на самого человека для обеспечения его существования, функционирования и развития.
Индивид (дословно)
"Индивидуальность" – уникальность, неповторимость человека, во всем богатстве его личных качеств и свойств
Личность – это автономный человек, то есть человек в определенной степени выступающий независимо от общества, способный противопоставить себя обществу.
Темперамент личности – энергетическая характеристика действия, темпа, скорости и интенсивности реагирования, регулярности действия
Характер личности – волевой сектор, один из четерых секторов за счет взаимодействия которых происходит развитие личности. Характер – фиксированная форма смыслового опыта, смысловых установок личности, актуализирующихся в присущем данной личности индивидуальном стиле действования, посредством которго достигаются те или иные мотивы личности.
Индивидуальность личности - совокупность смысловых отношений и установок человека в мире, которые присваиваются в ходе жизни в обществе, обеспечивают ориентировку в иерархии ценностей и овладение поведениемв ситуации борьбы мотивов; воплощаютсячерез деятельность и общение в продуктах культуры, других людях, себе самом ради продолжения существования образа жизни, являющегося ценностью для данного человека.
Продуктивные проявления личности - процессы активности личности, в которых личности приходится осущствлять выбор между различными мотивами, позициями и ролями.
Способности – определяют меру успешности
и эффективности деятельности и степень продуктивности проявлений личности как
субъекта деятельности.
Социальная
роль - это совокупность требований. предъявляемых индивиду
обществом. Это совокупность действий, которые должен выполнить человек,
занимающий данный статус в социальной
системе.
Социализация- процесс
усвоения людьми опыта и ценностных ориентаций данного общества (становление
личности).
ЛИТЕРАТУРА:
1. Асмолов А.Г. Психология личности. – М., 1990.
2. Здравомыслов А.Г. потребности. Интересы. Ценности.
М.: Политиздат., 1986.
3. Кон И.С. Социология личности. – М., 1967.
4. Маркин В.Н. Жизненные позиции личности:
(Идеалогический и социально-психологический аспекты)/ Акад. общественных наук
при ЦК КПСС. –
5. Судаков В.Н. Мифология воспитания: Очерки теории
развития и воспитания личности. М., 1991.
|
|