Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Социология /

Социология - "Тестирование"

←предыдущая  следующая→
1 2 

 

     Тестирование (англ.  test - испытание, проверка) - экспе­рементальный метод психродиагностики,  применяемый  в  эмпири­ческих социологических исследованиях,  а также метод измерения и оценки различных психологических качеств и состояний индиви­да.

     Возникновение тестологических процедур  было  обусловлено потребностью сопоставления ( сравнения,  дифференциации и ран­жиования) индивидов по уровню развития  или  степени  выражен­ности различных психологических качеств.

     Основоположники тестирования - Ф.Гальтон,  Ч.Спирман, Дж. Каттел, А.Бине, Т.Симон. Сам термин "умственный тест" придумал Кеттел в 1890 г. Начало развития современной тестологии массо­вого применения  тестов  на  практике  связано  с именем фран­цузского врача Бине,  разработавшего в соавторстве  с  Симоном метрическую шкалу умственного развития, известную под названи­ем "тест Бине-Симона".

     Широкому распространению,  развитию  и  совершенствованию тестов способствовал целый ряд преимуществ,  которые дает этот метод. Тесты  позволяют  дать оценку индивида в соответствии с поставленной целью исследования;  обеспечивают возможность по­лучения количественной  оценки на основе квантификации качест­венных параметров личности и удобство математической  обработ­ки; являются относительно оперативным способом оценки большого числа неизвестных лиц;  способствуют обёективности оценок,  не зависящих от субёективных установок лица, проводящего исследо­вание; обеспечивают сопоставимость информации, полученной раз­ными исследователями на разных испытуемых.

     Тесты предъявляют требования:

     - строгая формализация всех этапов тестирования,

- стандартизация заданий и условий их выполнения,

- квантификация  полученных результатов и их структуриро­вание по заданной программе,

- интерпретации  результатов на основе предварительно по­лученного распределения по изучаемому признаку.

     Каждый тест,  соответствующий критериям надежности, кроме набора заданий включает в себя следующие компоненты:

     1) стандартная инструкция для испытуемого о цели и прави­лах выполнения заданий,

     2) ключ  шкалирования  -  соотнесение  пунктов заданий со шкалами измеряемых качеств, указывающее, какой пункт заданий к какой шкале относится,

     3) кодировочный  ключ,  позволяющий  подсчитать,  сколько баллов вносит в шкалу тот или иной вариант ответа,

     4) ключ интерпретации полученного индекса, представляющий собой данные нормы, с которыми соотносится полученыный резуль­тат.

    Традиционно нормой  в  тестологии являлись среднестатисти­ческие данные, полученные в результате предварительного тести­рования на  определенной  группе лиц.  Здесь неодходимо учиты­вать, что переносить интерпретацию плученых результатов  можно только на те группы испытуемых,  которые по своим основным со­циокультурным и демографическим признакам аналогичны  базовой. Для преодоления основного недостатка большинства тестов приме­няются различные приемы:

     1) увеличение базовой выборки с целью повышения ее репре­зентативности по большему числу параметров,

     2) введение  поправочных  коэффициетнов с учетом характе­ристик выборки,

     3)введение в  практику тестирования невербального способа предъявления материала.

     Тест состоит из двух частей:

а) стимулирующего материала (задача,  инструкция или воп­рос)

б) указаний относительно регистрации или интнграции полу­ченых ответов.

     Типичная для  тестов стандартизация ситуации обеспечивает им в отличие от  "свободного"  наблюдения  поведения  большуюю объективность результатов.

     Тесты классифицируются по разным признакам.

     По виду  свойств личности они делятся на тесты достижений и личностные.  К первым относятся тесты  интеллекта,  школьной успеваемости, тесты   на  творчество,  тесты  на  способности, сенсорные и моторные тесты. Ко вторым - тесты на установки, на интересы, на темперамент, характерологические тесты, мотиваци­онные тесты.  Однако не все тесты (например,  тесты  развития, графические тесты)  можно упорядочить по данному признаку.  По виду инструкции и способу применения различаются  индивидуаль­ные и групповые тесты. При групповом тестировании одновременно обследуется группа испытуемых.  Если в тестах уровня временных ограничений нет,  то  в тестах на скорость они обязательны.  В зависимости от того,  насколько в результате тестирования про­является субъективность  исследователя  различают тесты объек­тивные и субъективные.

     К объективным  относятся  большинство тестов достижений и психофизиологические тесты,  к  субъективным   -   проективные тесты. Это деление в определенной степени совпадает с делением на прямые и непрямые тесты,  которые различаются в зависимости от того, знают или не знают испытуемые значение и цель теста.

Для проективных тестов типична ситуация, когда испытуемый

не информирован о действительной цели исследования. При выпол­нениис  заданий  проективных тестов не существует "правильных" ответов.  В зависимости от представленности в  тесте  речевого компонента  различаются тесты вербальные и невербальные.  Вер­бальным,  например,  является тест на словарный запас,  невер­бальным  -  тест,  требующий  в  качестве  ответа определенных действий.

      По формальной структуре различаются  тесты  простые,т.е. элементарные, результатом  которых может быть единственный от­вет, и тесты сложные,  состоящие из  отдельных  подтестов,  по каждому из  которых  должна  быть дана оценка.  При этом могут высчитываться и общие оценки.  Комплекс  нескольких  единичных тестов называют тестовой батареей, графическое изображение ре­зультатов по каждому подтесту - тестовым профилем.  Нередко  к тестам относят  опросники,  удовлетворяющие  ряду  требований, предъявляемых обычно к данному  методу  сбора  психологической или социологической информации.

     В последнее  время  все  большее распространение получают критериально-ориентированные тесты,   позволяющие    оценивать испытуемого не в сопоставлении со среднестатичтияескими данны­ми популяции,  а по отношению к заранее заданной норме. Крите­рием оценки  в  таких  тестах является степень приближения ре­зультата тестирования индивида  к  так  называемой  "идеальной норме".

     Разработка теста состоит из  четырех  этапов.

     - На  первомэтапе развивается исходная концепция с форму­лировкой основных пунктов  испытания  или  основных  вопросов, носящих предварительный характер;

     - на втором - производится отбор предварительных  пунктов испытания с  из  последующей селекцией и приведением к оконча­тельному виду,  осуществляется одновременно оценка по  качест­венным критериям надежности и валидности;

     - на третьем этапе тест проверяется повторно  на  той  же самой популяции;

     - на четвертом - калибруется  по  отношению  к  возрасту, уровню образования и другим признакам популяции.

     На всех этапах разработки теста необходимо учитывать:

а) диагностируемое  свойство  личности  (размер,  положе­ние,индикатор) или только наблюдаемые  его  пpоявления (напpимеp, способности,  уpовень знаний,  темпеpамент, интеpесы, установки);

     б) связанную с этим валидизацию метода , т.е. опpеделение

того, насколько он измеpяет тpебуемое свойство;

в) величину  выбоpки  из  популяции,  на  котоpой  должна пpоводиться оценка метода;

г) стимулиpующий матеpиал (таблички,  изобpажения, игpуш­ки, фильмы);

д) влияние  исследователя  в  пpоцессе  инстpуктиpования, постановки задач, pазъяснений, ответов на вопpосы;

←предыдущая  следующая→
1 2 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»