Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Социология /

Социология Эмиля Дюркгейма

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 

                            CОЦИОЛОГИЯ ЭМИЛЯ ДЮРКГЕЙМА      

 

ст. гр. МТ-81 Янчуков Игорь Александрович

   Содержание

1. Жизненный путь ученого

2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

3. «Социологизм» как философское обоснование социологии

4. В поисках социальной солидарности: от теории разделения труда к теории религии

5. Итоги и выводы

1. Жизненный путь ученого

Эмиль Дюркгейм - один из создателей социологии как науки, как профессии и предмета преподавания. Он родился 15 апреля 1858 г. в г Эпинале на северо-востоке Франции, в небогатой семье потомственного равви­на. В детстве будущего автора социологической теории религии готовили к религиозному поприщу его пред­ков, обучая древнееврейскому языку. Торе и Талмуду. Однако он довольно рано отказался продол­жить семейную традицию. Био­графы Дюркгейма отмечают, что определенное влияние на это ре­шение оказала его школьная учи­тельница-католичка. Короткое время он испытывал склонность к католицизму мистического толка. Можно предположить, что здесь сказалось воздействие и более об­щих причин: разложения некогда замкнутой (изнутри и снаружи) ев­рейской общины и развития асси­миляционных процессов; это, в свою очередь, было связано с ос­лаблением религиозной нетерпи­мости и процессами секуляри­зации во французском обществе в целом. Но и католиком Дюркгейм не стал, так же, впрочем, как и атеистом. С юных лет и до конца жизни он оставался агностиком: Постоянно подчеркивая важную социальную и нрав­ственную роль религии, он сделал предметом своей веры науку вообще и социальную науку - в частности.

В 1879 г. Дюркгейм с третьей попытки поступил в Высшую Нормаль­ную школу в Париже, где одновременно с ним учились, в частности, знаме­нитый философ Анри Бергсон и выдающийся деятель социалистического движения Жан Жорес, с которым Дюркгейм поддерживал дружеские отно­шения. Из профессоров Нормальной школы наибольшее влияние на фор­мирование взглядов будущего социолога оказали видные ученые: историк Фюстель де Куланж и философ Эмиль Бутру. Среди студентов Дюркгейм пользовался большим уважением и выделялся серьезностью, ранней зрело­стью мысли и любовью к теоретическим спорам, за что товарищи прозва­ли его «метафизиком».

Окончив в 1882 г. Нормальную школу, Дюркгейм в течение нескольких лет преподавал философию в провинциальных лицеях. В 1885-1886 гг. он побывал в научной командировке в Германии, где познакомился с со­стоянием исследований и преподавания философии и социальных наук. Особенно сильное впечатление на него произвело знакомство с выдающимся психологом и философом В. Вундтом, основателем первой в мире лабора­тории экспериментальной психологии.

В 1887 г. Дюркгейм был назначен преподавателем «социальной науки и педагогики» на филологическом факультете Бордоского университета. Там же в 1896 г. он возглавил кафедру «социальной науки» - по существу, первую кафедру социологии во Франции.

С 1898 по 1913 г. Дюркгейм руководил изданием журнала «Социологи­ческий ежегодник» (было издано 12 томов журнала). Сотрудники журнала, приверженцы дюркгеймовских идей, образовали научную школу, получив­шую название «Французская социологическая школа». Деятельность этого научного коллектива занимала ведущее место во французской социологии вплоть до конца 30-х годов.

С 1902 г. Дюркгейм преподавал в Сорбонне, где возглавлял кафедру «науки о воспитании», впоследствии переименованную в кафедру «науки о воспитании и социологии». Ею преподавательская деятельность была весьма интенсивной, и многие его научные работы родились из лекцион­ных курсов. Дюркгейм был блестящим оратором, и его лекции пользова­лись большим успехом. Они отличались строго научным, ясным стилем изложения и в то же время носили характер своего рода социологических проповедей.

Профессиональная деятельность занимала главное место в жизни Дюркгейма, но, несмотря на это, он активно и непосредственно участвовал в разного рода общественных организациях и движениях. Он был человеком демократических и либеральных убеждений, сторонником социальных ре­форм, основанных на научных рекомендациях. Многие ею последователи участвовали в социалистическом движении, и сам он симпатизировал ре­формистскому социализму жоресовского толка. Вместе с тем Дюркгейм был противником революционного социализма, считая, что подлинные и глубокие социальные изменения происходят в результате длительной со­циальной и нравственной эволюции. С этих позиций он стремился прими­рить противоборствующие классовые силы, рассматривая социологию как научную альтернативу левому и правому радикализму.

Будучи человеком долга прежде всего, Дюркгейм постоянно стремился соединять в своей собственной жизни принципы профессиональной и гра­жданской этики, которые послужили одним из главных и излюбленных пред­метов его научных исследований и преподавания. Практическая цель его профессиональной и общественной деятельности состояла в том, чтобы вывести французское общество из тяжелого кризиса, в котором оно оказа­лось в последней четверти XIX в. после падения прогнившего режима Вто­рой Империи, поражения в войне с Пруссией и кровавого подавления Парижской Коммуны. В связи с этим он активно выступал против сторон­ников возрождения монархии и приверженнее «сильной власти», против реакционных клерикалов и националистов, отстаивая необходимость на­ционального согласия на республиканских, светских и рационалистичес­ких принципах, на основе которых во Франции сформировалась Третья республика.

Первая мировая война нанесла тяжелый удар но Французской социоло­гической школе, поставив под вопрос общий оптимистический настрой со­циологии Дюркгейма- Некоторые видные сотрудники школы погибли на фронтах воины. Погиб и сын основателя школы Андре, блестящий моло­дой лингвист и социолог, в котором отец видел продолжателя своего дела. Смерть сына ускорила кончину отца. Эмиль Дюркгейм скончался 15 нояб­ря 1917 г. в Фонтенбло под Парижем в возрасте 59 лет, не успев завершить многое из задуманного.

2. Интеллектуальные истоки дюркгеймовской социологии

Из наиболее удаленных во времени интеллектуальных предшественников Дюркгейма следует отметить прежде всего трех его соотечественников: Де­карта, Монтескье и Руссо.

Дюркгейм был убежденным и бескомпромиссным рационалистом, а рационализм - французская национальная традиция, начало которой поло­жил Декарт. «Манифест» дюркгеймовской социологии, книга «Правила социологического метода» (в рус. пер. - «Метод социологии»), удивитель­ным образом перекликается с «Рассуждением о методе» Декарта. Оба тру­да объединяет одна цель: найти рациональные принципы и приемы, позволяющие исследователю постичь истину независимо от личных склон­ностей, общепринятых мнений и общественных предрассудков всякого рода. У Декарта мы встречаем само понятие «правила метода», вынесенное Дюркгеймом в заглавие его основного методологического труда; именно этим «правилам» посвящена вторая часть «Рассуждения о методе».

Другого своего великого соотечественника, Ш. Монтескье, сам Дюркгейм считал главным предтечей научной социологии. Именно у Монтесье он об­наружил идеи, обосновывающие самое возможность существования социаль­ной науки, прежде всего, идеи детерминизма и внутренней законообразности в развитии социальных явлений, а также сочетание описания и рациональ­ного объяснения этих явлений. Ж.-Ж. Руссо с его понятиями общей воли и гражданской религии Дюркгейм также рассматривал в качестве предшест­венника социологии, способствовавшего развитию представления о природе

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»