←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ИНСТИТУТ СОЦИОЛОГИИ
ДИПЛОМНАЯ РАБОТА
НА ТЕМУ:
Фрактальные свойства социальных процессов.
Студента вечерного отделения
социологического факультета
Герасимова Игоря Борисовича
Научный руководитель:
Лаврикова Алла Ивановна
МОСКВА 1997г.
Содержание
1.Методологическая часть........................4
2.Схема логических шагов в работе...............7
3.Введение.
Необходимость теории самоорганизации.........8
4.Религия и культура как регуляторы социальной
активности...................................14
5.Управление и теория самоорганизации..........19
6.Единство культурных феноменов , смысл её
инвариантов..................................23
7.Золотая пропорция - инвариант культуры.......30
8.Целостность мира, фракталы...................36
9.Заключение, применение выводов...............46
10.Библиография.................................49
Методологическая часть.
Проблема.
Анализ процессов самоорганизации в обществе с позиции существова-
ния инвариантов социокультурных норм , детерминирующих поведение людей.
Объект исследования.
Культурные феномены, их инварианты.
Предмет исследования.
Существование инвариантов в культуре,особенно золотого сечения,
их место в ней и их влияние на общество.
Цель.
Установление устойчивой взаимосвязи между культурными феноменами
и социальным гармоничным поведением людей . ( Люди ожидают какое ка-
кое-либо предсказуемое поведение от других ( по М.Веберу ))
Установление механизма образующего согласованное , взаимосвязан-
ное , гармоничное поведение людей .
Задачи.
1.Выделение факторов , обеспечивающих процесс самоорганизации.
2.Рассмотреть эти факторы и их воздействие на психику и поведение
людей .
3.Анализ полученных инвариантов (в моей работе - золотое сечение)
4.Общество - самоорганизующаяся система и совокупность индивидов.
5.Фрактальный анализ , как новое средство в управлении .
Уточнение и интерпретация основных понятий.
Самоорганизация - процесс возникновения упорядоченности в системе
без вмешательства извне за счет ее составляющих.
Фракталы - построенные компьютером образы , демонстрирующие су-
ществование процессов самоорганизации , в сложных , считавшихся хаоти-
ческими системах.
Основными свойствами фракталов являются :
- чрезвычайная сложность , мозаичность , "изломанность" ;
- существование в них в разных масштабах инвариантов , подобий .
Инвариант - неизменный элемент системы .
Культура - система норм , ценностей , артефактов , ритуалов и
т.п. ,детерминирующая поведение людей .
Религия - система верований и обрядов направляющих внимание людей
на избранные "священные" объекты .
Социальный процесс - устойчивая тенденция , закономерность изме-
нений в обществе . Все социальные процессы тесно взаимосвязаны между
собой .
Гипотезы.
1.Существование инварианта культуры - золотого сечения ;
2.Связь золотого сечения в культуре и золотого сечения как инва-
рианта существования сложных систем , закономерности протекания соци-
альных процессов ;
3.Накопление человечеством информации (например - артефактов) ,на
основе золотого сечения , последствия этого ;
4.Исследование возможности практического использования знания о
свойствах золотого сечения и фракталов для активизации процессов само-
организации в обществе и управления им .
ВВЕДЕНИЕ
Современное общество не может существовать в условиях сенсорного
голода - для его развития и успешного протекания процессов самооргани-
зации совершенно необходимо всеобъемлющее информационное поле .
От того , какая информация будет наполнять это пространство будет
зависеть решение ряда актуальных проблем . Использование новейших отк-
рытий науки для формирования все более совершенного общества позволит
это . К наиболее значительным открытиям , открывающим большие перс-
пективы можно отнести открытия синергетики , фрактальную геометрию .
С другой стороны развитие общества и его прогресс во всех сферах тре-
бует использования этих открытий в условиях крайне динамичного совре-
менного мира ( особенно в нашей стране отставание которой от Запада
обусловлено, во многом , недостаточным вниманием к этим вопросам ) .
Исторически сформировавшиеся механизмы регулирования поведения
человека сейчас недостаточно эффективны . На фундаментальном уровне
прогресс нашей цивилизации можно рассмотреть как отношение человека с
окружающим миром , с природой .
Промышленный переворот 19 века и научно-техническая революция 20
века внесли качественные перемены в эти взаимоотношения . Созданный че-
ловеком целый мир технических устройств резко повысил его возможности
по преобразованию природы и воздействия на нее ." Техника в десятки и
сотни раз увеличила производительность труда , во многом улучшила ма-
териальные условия жизни сотен миллионов людей . Но эта же техника ,
промышленное производство , попутно стали разрушать сложившиеся на про-
тяжении веков условия существования человека . Но это была не вина ма-
шин , а беда человека , не сумевшего создать совершенную социально-по-
литическую организацию к моменту начала научно- технической революции
(1) .
Проблемы стоящие перед обществом легко решаемы , если принять
мысль В. И. Вернадского ," что биосфера переходит на высшую стадию ста-
становясь ноосферой"(2) , т. е. новое эволюционное состояние биосферы
при котором разумная деятельность человека становится решающим факто-
ром ее развития ." Для ноосферы характерна тесная взаимосвязь законов
природы с законами мышления и социально-экономическими законами"(3).
Как сказывается упрощенная структура техносферы ( по сравнению с
биосферой ) на людей ? Физически человек достиг значительных успехов
за счет относительной самоизоляции от биосферы .
Сознание человека возникло формировалось как отражение
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 ...
|
|