Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Москвоведение /

Алмазный фонд

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

ПЛАН:

1. Введение.

2. Современный Алмазный Фонд. 3. История Алмазного Фонда.


 

ВВЕДЕНИЕ.

     На мой взгляд тема Алмазного фонда является одной из  са­мых интересных   тем,   представленных   в  курсе  "Московеде­ние". Я давно интересуюсь историей Алмазного фонда и фирмы Фа­берже. Раньше  в  советской литературе умалчивалось содержание Алмазного фонда до 1917 года.  Также почти не говорилось о ре­визии, проходившей с 1920 по 1923 год,  которая отобрала "вто­ростепенные" вещи из царской коллекции Бриллиантовой  комнаты, после которой  русские  сокровища  все чаще и чаще стали появ­лятся на Западных антикварных ювелирных аукционах. В советской исторической публицистике сообщалось о том, как в трудные годы становления молодого Советского государства Алмазный фонд  был не только сохранен, но и преумножен. Только в конце 80-х годов начали появляться статьи, правдиво рассказывающие о судьбе Ал­мазного фонда  при Советской власти и разоблачающие "ювелирную политику" бывших  руководителей  Советского  государства.  Эти статьи и послужили поводом для написания  этого реферата.


               СОВРЕМЕННЫЙ АЛМАЗНЫЙ ФОНД.

     Алмазный фонд СССР - это государственное собрание уникаль­ных  драгоценных  камней  и  произведений ювелирного искусства, имеющих выдающуюся историческую,  художественную и материальную ценность.

          Выставка Алмазного фонда в Московском Кремле  откры­лась 2-го  ноября 1967 года - к 50-летию Советской власти.  Ее открытие стало заметным  событием  в  культурной  жизни  нашей страны.

     Первоначальный срок работы выставки был определен в  один год, но  в  связи  с ее широкой популярностью в 1968 году было решено преобразовать выставку в постоянно действующую.


     Выставка Алмазного  фонда  СССР занимает два зала нижнего этажа Оружейной палаты.

     Экспозиция открывается  витринами с советскими природными алмазами - ювелирными и техническими.  Тысячи каратов  алмазов находятся в  них.  Во  втором  зале экспонируется историческая часть Алмазного фонда: уникальные драгоценные камни, известные как "  Семь  исторических камней",  или " Семь чудес Алмазного фонда", в которые входят алмаз "Орлов",  алмаз "Шах",  плоский портретный алмаз,  гигантские шпинель, изумруд и сапфир; импе­раторские регалии,  старинные ордена, лучшие образцы ювелирных изделий 18-19 веков. По исключительной красоте и ценности поч­ти каждый из этих экспонатов заслуживает отдельной витрины.

Посетителей, выходящих  из  полутьмы  "исторического зала

снова в первый зал,  встречают ярким блеском витрины советских бриллиантов (4500   каратов)  и  современных  ювелирных  изде­лий. Красота,  разнообразие и  благородство  форм,  виртуозное исполнение этих изделий свидетельствуют о высоком совершенстве советского ювелирного искусства.

     Здесь же  представлена  обширная коллекция цветных драго­ценных камней, в которой почетное место занимает изумруд - ка­мень столь же драгоценный и сегодня еще более редкий,  чем ал­маз. Советским изумрудам и драгоценным камням первого класса ­рубинам, сапфирам и александритам - посвящена отдельная витри­на.

     И наконец,  уральские самоцветы,  полудрагоценные и поде­лочные камни. Их красота никого не оставляет равнодушным.

Центральная витрина. Внешне спокойный, но колдовски маня-

щий, поистине подземный свет золотых и платиновых  самородков, фантастических произведений  нерукотворного  искусства неживой природы. Эта коллекция самая большая в мире, ей более 150 лет.


          ИСТОРИЯ АЛМАЗНОГО ФОНДА.

     Составившие основу  Алмазного  фонда  исторические  ценности России - императорские регалии, драгоценные камни и ювелирные из­делия, накопленные  в  течении  столетий,  -  юридически  не были собственностью русских царей.  Они принадлежали "короне" -  госу­дарству и выдавались царствующим особам "для временного пользова­ния".

     Предыстория Алмазного  фонда  как  государственного собрания восходит к эпохе Петра Первого, который в 1719 году при организа­ции Камер-коллегии  впервые  включил  в  ее регламент параграф "О подлежащих государству вещах".После петровской "рентереи"  корон­ные ценности   хранились  в  специальных  охраняемых  помещениях, носивших название Комнаты его императорского величества, а с 1839 года  -  Бриллиантовой  комнаты.  Ведали  ими  различные  отделы кабинета его императорского величества, а с начала 19 века - спе­циальное Камеральное отделение ( Камеральная часть ) .

     Русские цари и царицы,  особенно в 18 веке, стремясь затмить роскошью иностранных  владык,  стараясь  увеличивать  богатство и пышность своего двора.  Они приобретали лучшие экземпляры  драго­ценных камней,  создавали из них соответствующие украшения и хра­нили их неподалеку от "своего монаршего внимания".

     Большинство этих     вещей  приобреталось  на  государственные

средства, а небольшая часть поступала в виде подарков,  и  поэто­му кроме регалий,т.е. знаков монархической власти,в состав корон­ных драгоценностей включались и светские украшения,  пользоваться которыми могли только царицы.

     Порядок хранения,  учета, пополнения коронных драгоценностей и бриллиантов  время от времени учитывались и меняли места хране­ния. При Николае  Первом  окончательно  определилась  юридическая природа коронных  драгоценностей  как части государственного иму­щества.

     Значительные вклады  в Алмазный фонд были сделаны в 18 веке, особенно при Елизавете и Екатерине Второй,  - большая часть рега­лий, яркие,  светские украшения стиля рококо, прекрасные но более строгие изделия классического стиля.

     Среди многих  драгоценных камней главное место тогда занимал бриллиант.18 век называли веком бриллианта.  В ювелирных изделиях начала 19  века  продолжены  лучшие  традиции русского ювелирного прикладного искусства,  но среди более  поздних  изделий  уже  не встретишь произведений,  сравнимых с шедеврами 18-начала 19 века. Они становятся суше и в целом ординарнее.  Эволюция вкусов хорошо отражают данные  А.Е.Ферсмана  о составе предметов,  отобранных в 1922 году для Алмазного фонда:  вещи,  изготовленные или приобре­тенные в 1761 году (Петр Первый,  Елизавета),  - 20 процентов;  в 1762 - 1801 годах  (Екатерина  Вторая,  Павел  Первый)  -  40;  в 1802 - 1855 годах (Александр Первый, Николай Первый) - 25; 1856 ­1899 годах (Александр Второй,  Александр Третий, частично Николай Второй) - 10; в 1900 - 1917 годах (Николай Второй) - 5 процентов.

Почти ничего неизвестно о тех,  кто  создавал  эти  шедевры:

большинство исторических  ценностей  Алмазного  фонда  безымянны. Лишь три имени за двести лет дошли до нас: Позье, Дюваль, Пфисте­рер.

     В начале первой мировой  войны  драгоценности  Бриллиантовой комнаты были поспешно и беспорядочно, даже без описи, эвакуирова­ны в восьми сундуках из Петрограда в Москву.  Так,  без проверки, их приняли  в Оружейную палату Московского Кремля вместе с другим эвакуированным имуществом Камеральной части.  Впоследствии их за­валили новыми грузами, и в таком виде они хранились вплоть до Ок­тябрьской революции.

     После жестоких боев Октябрьской революции чудом уцелели цен­ности Кремля - как находившаяся там эрмитажная коллекция,  так  и бессмертные сокровища самого Кремля,  хотя постройки сильно пост­радали. Главный хранитель Эрмитажа  академик  Я.И.Смирнов  дважды выезжал в  Москву,  чтобы  убедиться в этом,  а сохранность крем-


левских богатств установила впоследствии специальная

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»