Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Москвоведение /

Архитектура Московского Кремля XIV-XVI вв.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

Благовещенский  собор.  Собор строился в 1484-1489 годах псковскими мастерами как  домовая  крепость  великого  московского  князя.  Первоначально  храм  был небольшой и венчался тремя главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре  одноглавые  церкви  (приделы)  над  галереями собора и две ложные - таким образом, собор превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах  XVI  века  для  Ивана  Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом собор соединялся специальным переходом.  Во  время  торжественных церемоний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода из дворца князя (позднее царя) и его свиты.  Собор построен в традициях раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, естественно, здесь  присутствуют  черты псковской архитектуры: восьмигранник под центральным барабаном, оригинальные пояски  на  главах  и  много  других  декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с высокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают  в  галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы («Чудо с пророком Ионой», «О тебе  радуется»,  «Троица»,  «Древо  Иесеево», «Подвиги монастырских затворников» и другие). В простенках, на склонах сводов и на пилястрах изображены в полный рост  античные философы и писатели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями. Из галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в центральную часть  храма.  Самой большой ценностью собора является иконостас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд называется «праздничным» - на его иконах изображены различные христианские праздники. Семь икон с  левой  стороны  ряда  (кроме  четвертой,  она  написана неизвестным псковским мастером XVI века)  -  «Благовещание»,  «Рождество  Христово»,  «Сретение»,  «Крещение»,  «Преображение»,

«Воскрешение Лазаря» и «Вход в Иерусалим» - принадлежат кисти Андрея Рублева. Остальные иконы в этом ряду  иконостаса -  «Тайная вечерня», «Распятие», «Положение во гроб», «Сошествие в ад»,  «Вознесение»,  «Сошествие  святого  духа»,  «Успение»-  выполнены художником Прохором с Городца. Главный ряд иконостаса - деисусный (от греческого слова «деисус»- моление). Он  расположен  ниже праздничного. Основная тема ряда - заступничество святых (они изображены в  полный  рост)  за  простых  смертных  перед  богом. Большинство икон этого ряда  (кроме  «Архангела  Михаила»  и  «Апостола  Петра»)  написано  Феофаном  Греком.  Немалый  интерес представляет и стенопись собора, выполненная в 1508 году артелью  художников,  возглавляемой  Феодосием,  сыном  прославленного  Дионисия. Здесь есть и традиционные мотивы, и новые, характерные для XVI века. Большое место в росписи занимают сюжеты на  тему Апокалипсиса (справа и слева от иконостаса на сводах под хорами и на арках, поддерживающих хоры). Помимо библейских  сюжетов  в росписи стен можно видеть сугубо светские мотивы - изображение византийских императоров и русских  князей  (столбы  центральной части храма и пилястры). У западной стены, согласно обычаю, устроены хоры для царицы и царских детей. Очень  необычно  выглядит пол собора. Во времена Ивана Грозного пол был выложен плитками из драгоценной агатовидной яшмы. Над выходом из собора  обращает на себя внимание настенная роспись с изображением Спаса Нерукотворного,  выполненная  известны  русским  живописцем  XVII  века Симоном Ушаковым.

АРХАНГЕЛЬСКИЙ СОБОР

Архангельский собор был построен в 1505-1509 годах приглашенным из Италии архитектором Алевизом Новым в  традициях  русского зодчества, но его богатая отделка носит черты итальянского Возрождения. Постройка началась при Иване III и была  закончена  при его сыне, великом князе Василии Ивановиче. До этого здесь находился древний Архангельский собор, сооруженный еще Иваном Калитой в 1333 году в память избавления Москвы от сильного голода. В начале XVI века его из-за тесноты разобрали и освободили место для постройки более обширного храма. Стены собора завершаются закомарами. Закомары украшены белокаменными раковинами,  а  фасады  - пилястрами с капителями, карнизами и высоким белокаменным цоколем. Снаружи стены собора делятся  на  два  яруса  горизонтальным поясом, что придает ему вид двухэтажного гражданского здания. Венчают собор пять  куполов.  Центральный  купол  был  позолочен, боковые покрашены серебряной краской. С восточной стороны к собору в  конце  XVI  -  начале  XVII  века  были  пристроены  две одноглавые церковки - «святого Уана» и «Иоанна Пpедтечи». На севере и западе собор украшают  резные  белокаменные  порталы  в  стиле  итальянского Возрождения. С южной, западной и северной сторон были крытые галереи, сломанные в XVIII  веке  (сохранилась  галерея  только  с южной стороны). В конце XVIII века с северной стороны архитектором М.Ф.Казаковым был пристроен в готическом стиле портал, разобранный в 1920 году.  С  юго-западной  стороны  к  собору  примыкает каменная палатка. Ее возвели в 1826 году на месте бывшей  «судной  избы  Архангельских  вотчин»,  в  которой  чинился  суд  над оброчными крестьянами, не уплатившими податей. Подвалы этой избы сохранились до наших дней. Во  время  нашествия  Наполеона  на Москву французы устроили в Архангельском соборе винный склад, а  алтарь  использовали  как  кухню.  Все  ценности  собора  были расхищены. После разгрома наполеоновских войск собор восстановили в  прежнем  виде.  Кроме  дневного  света,  собор  освещается девятью позолоченными паникадилами, сделанными в XVII веке. Архангельский собор еще со времен Ивана  Калиты  был  усыпальницей великих московских князей и царей. Самая древняя гробница - Ивана Калиты, умершего в 1342 году, - находится  у  южной  стены  собора.   Погребения  в  соборе  продолжались  до  Петра  I. Исключением является захоронение императора Петра II, умершего в Москве  от  черной  оспы  в  1730  году.  Всего  в  соборе  54 захоронения или 46 гробниц (есть гробницы с двумя и тремя захоронениями).  Гробницы  представляют  собой  надгробия  из  белого камня. На них вырезаны надписи славянской вязью о времени и имени похороненного князя или царя.  В  соборе  похоронены  Дмитрий Донской и Иван III (гробницы у южной стены), Иван Грозный и его сыновья (гробницы в южном  алтаре)  и  другие  деятели  русской истории. У правого юго-восточного столба помещается рака сына Ивана Грозного - царевича Дмитрия, останки которого перенесены  в собор царем Василием Шуйским в 1606 году из Углича. Над гробницей была сделана резная белокаменная позолоченная  сень.  В  1955 году ее реставрировали как памятник истории и прикладного искусства начала XVII века и вернули ей первоначальный вид.

ЦЕРКОВЬ РИЗПОЛОЖЕНИЯ

Небольшая одноглавая церковь Ризположения была построена московскими мастерами в 1484-1486 годах. Эта  церковь  находится  на месте древней церкви Ризположения, возведенной в 1451 году митрополитом Ионой в память избавления Москвы от нашествия татарских полчищ Мазовши. В ночь на 2 июля 1451 года татары подошли к Москве, но внезапно отступили, бросив все награбленное  добро.  Это событие было вызвано политической борьбой в стане врага, но церковь придала ему чисто религиозное значение, так как оно совпало с церковным праздником «Положения ризы» В память этого и была названа  церковь.  В  1473  году  она  сгорела  вместе  с  двором митрополита. На освободившемся  месте  возвели  новую  кирпичную  церковь  на  подклете,  обнесенную  с  трех  сторон  открытой папертью-гульбищем. За ней сохранилось старое название. В XVII веке церковь была перестроена и сделана  четырехскатная  кровля. Паперть с западной стороны перекрыли сводами. По образовавшейся крытой галерее, которая существует до сих пор, женская половина царской семьи переходила

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»