Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Москвоведение /

Архитектура Московского Кремля XIV-XVI вв.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

переходила из Теремов в Успенский собор. В пожаре 1737 года церковь сгорела и была восстановлена архитектором И.Ф.Мичуриным. Была сооружена новая глава в виде вазы и растесаны алтарные зоны. В XIX веке к церкви с южной стороны пристроили крытую лестницу. Она вела к западному фасаду, на котором была написана икона «Печерская божья матерь». Церковь поэтому  иногда называли Печерской.


КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО И ЗВОННИЦА

Рис 2. Колокольня Ивана Великого (построена в 1505-1508)

В центре Кремля на Соборной площади возвышается одно из замечательнейших сооружений XVI века - колокольня Ивана Великого. Она

объединяет  в  величественный  архитектурный  ансамбль  все  древние храмы  Московского  Кремля.  Колокольня  считается  чудом архитектурного искусства XVI века. История возникновения колокольни уходит в глубину  веков.  При  Иване  Калите  в  1329  году примерно на месте существующей колокольни была построена небольшая каменная церковь в честь Иоанна Лествичника. В 1505 году эту церковь разобрали и в 1508 году заложили новую, строителем которой был архитектор Бон Фрязин. В 1532-1543 годах  зодчий  Петрок Малый с северной стороны колокольни пристроил прямоугольную звонницу  новгородско-псковского  типа  с  храмом  «Вознесения».  В звоннице помещался тысячепудовый колокол под названием «Благовестник». Для входа в храм, который  находился  на  третьем  ярусе звонницы, московские мастера построили в 1552 году высокую каменную лестницу.  Колокольня  Ивана  Великого  представляет  собой трехъярусный столп из удлиненных, уменьшающихся кверху восьмигранников, поставленных один на другой. Каждый из  восьмигранников имеет террасу и открытую галерею, в арочных пролетах которой  помещаются  колокола.  В  галереях  ярусов  помещаются  колокола, представляющие собой замечательные памятники русского литейного искусства XVI-XIX веков. Всего их - 21. Все  колокола  украшены орнаментами, барельефами и надписями, в которых говорится об истории колокола,  дате  отливки,  весе,  мастере.  Самый  большой колокол - Успенский - весит 70 тонн. Его отлили в XIX веке мастера Завьялов и Русинов.  Другой  колокол  весом  19  тонн  отлит Андреем Чоховым в 1622 году. В Филаретовой пристройке висит колокол весом 12,5 тонны, отлитый в XVIII  веке  Иваном  Моториным.

Высота колокольни - 81 метр. Она была главной дозорной башней Кремля,  с  высоты  которой  хорошо  обозревалась  Москва  и  ее окрестности в радиусе до 30 километров. В 1624 году с северной стороны звонницы мастер Бажен Огурцов возвел так называемую  Филретовскую пристройку, завершавшуюся белокаменными пирамидками и черепичным шторм. Второй и третий ее этажи были  отведены  под патриаршую ризницу. В 1812 году отступавшие из Москвы Наполеоновские войска  пытались  взорвать  колокольню.  Она  уцелела,  но звонница и Филаретовская пристройка разрушились. В 1819 году их восстановил архитектор Д.Жилярди по типу старых, но с некоторыми элементами архитектуры XIX века.

ЦАРЬ-ПУШКА

Царь-пушка, отлитая Андреем Чоховым, - старинное, крупнейшее в мире орудие. Она была  создана  в  1586  году  в  Москве,  на Пушечном дворе, во время правления сына Ивана Грозного Федора Ивановича.  Появление  такого  уникального  произведения  явилось закономерным результатом развития старейшей отрасли русского ремесла - литейного дела, которое было известно на Руси с X  века.

Длина этого огромного орудия составляет 5 метров 34 сантиметра. Наружный диаметр ствола -  120  сантиметров,  диаметр  узорного пояса у дула - 134 сантиметра, калибр -  890  миллиметров.  Ствол  Царь-пушки,  отлитый  из  высококачественной  бронзы,  имеет коническую форму. Вся поверхность ствола украшена литыми фигурными  фризами,  орнаментальными  поясами,  надписями.  Дульный  и казенный обрезы ствола имеют высокие, выступающие над поверхностью пояса с фигурными  пяти-лепестковыми  розетками.  Центральная часть ствола разделена выпуклыми орнаментальными и плоскими рельефными фризами. По бокам ствола расположено восемь литых  скоб, предназначенных для укрепления канатов при перемещении пушки. Выше передней правой скобы вылита надпись «Божиею милостию царь и великий князь Федор Иванович государь и самодержец всея великая Россия». Здесь же литое  изображение  увенчанного  короной  царя Федора Ивановича, сидящего на коне со скипертом в руке. На  верхней  части  ствола  отлиты  две  надписи:  справа -  «Повелением благоверного и христолюбивого царя и великого  князя  Федора  Ивановича  государя  самодержца  всея  великия  Россия  при  его благочестивой и христолюбивой царице великой княгине Ирине», с левой стороны - «Слита  бысть  сия  пушка  в  преименитом  граде Москве лета 7094, в третье лето государства его. Делал пушку пушечный литец Ондрей  Чохов».  На  казенной  части  орудия  перед последним, широким задним поясом в стволе имеется затравочное отверстие. А дальше, на  самом  стволе,  вырублено:  «2400  пуд». Таков вес Царь-пушки, что составляет 39312 килограмм. В течение  четырех столетнего существования Царь-пушка не раз  меняла  свое место. В XVIII веке она была перемещена в Московский Кремль и сначала располагалась во дворе здания Арсенала,  а  затем  у  его главных ворот. Помещенная на лафет Царь-пушка была установлена  напротив Арсенала.  У  ее  подножия  поместили  четыре  чугунных декоративных ядра, каждое весом 1000 килограммов. В 1960 году в связи  с  постройкой  Кремлевского  дворца  съездов  Царь-пушку торжественно переместили на Ивановскую площадь к церкви Двенадцати апостолов, где она находится и поныне.

ГОСУДАРСТВЕННАЯ ОРУЖЕЙНАЯ ПАЛАТА

Почти пять столетий минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до  наших  дней  упоминание  об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в минуло с того времени, как в древние акты было занесено первое дошедшее до наших дней упоминание об Оружейной палате Московского Кремля. Это произошло в 1508 году. Но еще задолго до  указанной  даты,  в 1339 году, в духовной грамоте московского князя Ивана Калиты говорилось о ценностях, положивших начало созданию великокняжеской сокровищницы. Упоминались украшения, посуда из драгоценных металлов, церковные сосуды, одежда из великолепных  тканей,  дорогое оружие. Спустя столетие великокняжеская казна включала в себя уже многочисленные ценности, хранившиеся в  подвалах  кремлевских дворцов и соборов.

К концу XV века Москва стала своеобразным центром художественных ремесел. При  московском  дворе  работает  немало  искусных русских и иностранных мастеров, создавших множество превосходных памятников. Многие из них вошли  в  состав  Оружейной  палаты. Политические успехи московских князей позволили им завязать дипломатические отношения с крупнейшими державами Востока и Запада. Многочисленные иноземные посольства доставляли в Москву роскошные дары: серебряные кубки, драгоценные ткани,  жемчуг,  воинское снаряжение, парадную конскую упряжь. В период правления Ивана III  великокняжеская  казна  разрослась  настолько,  что  для  ее хранения в 1485 году в кремле, между Архангельским и Благовещенским соборами было  специально  возведено  двухэтажное  каменное здание с высокой четырехскатной крышей и глубокими подвалами.  Оно  получило  название  «казенный  двор».  Здесь  почти  триста глубокими подвалами. Оно получило название «казенный двор». Здесь почти триста лет хранились сокровища  московских  правителей. Значительную  часть  ценностей  Кремлевского  казенного  двора  составляли  изделия,  изготовленные  на  территории  Московского  Кремля,  в художественных мастерских, или «палатах». Своим названием  ныне  существующий  музей  обязан  ведущей  кремлевской  мастерской, Оружейной

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»