←предыдущая следующая→
... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
Триумфальная арка (28 метров) с шестью парами чугунных 2-метровых колонн, в нишах фигуры русских воинов, над ними горельефы ("Изгнание французов","Освобождение Москвы" и др.), над карнизами аллегорические статуи Победы. Арку венчает скульптурная композиция Колесница Славы.
В музей ведомства путей сообщения была помещена модель этой Триумфальной арки миниатюрной токарной работы мастера Ека, дающая
представление о первоначальном виде постройки. Триумфальная арка была разобрана в 1936 году в ходе реконструкции площади. В 1966 г. Моссовет принял решение восстановить Триумфальные ворота на Кутузовском проспекте, близ Музея панорамы "Бородинская битва".
В 1973 году на площадии у музея был открыт и памятник М.И.Кутузову (скульптор И.В.Томский). Центральная фигура дана в окружении представителей народного и патриотического движения Отечественной войны 1812 года и боевых соратников Кутузова: Багратиона, Раевского, Платова, Ермолова и др. В целом весь комплекс с Триумфальными воротами в Москве - величественное парадное сооружение, символизирующее силу и мощь России.
Главный памятник Отечественной войне 1812 года решили возвести в Москве. Строительство храма Христа Спасителя было самой крупной и значительной, но не единственной попыткой создания общерусского монумента. Первоначальная идея памятника в виде колонны все-таки получила осуществление не в Москве, а в Петербурге. Им стал знаменитый Александрийский столп (Александрийская колонна, 1834 год, архитектор
О.Монферран). Память о войне 1812 года запечатлена в Москве в разного рода гражданских постройках.
Идея постройки храма в Москве в память Отечественной войны с самого момента своего возникновения приобрела политическое значение. Вначале решено было соорудить памятник в виде колонны, обелиска или пирамиды из отбитых у неприятеля пушек. Затем был объявлен конкурс, на котором победил проект А.Л.Витберга, воплотивший идею создания национального храма-памятника. Но осуществить проект Витбергу не удалось. Начатые работы в 1827 году были прекращены.
В 1837 году на месте Алексеевского монастыря началась постройка храма Христа Спасителя в русско-византийском стиле и закончилась в 1882 году; освящение его совершено 26 мая 1883 года. Потребовались значительные материальные и художественные усилия, чтобы осуществить не только наружное скульптурное убранство храма, но и грандиозные росписи и архитектурную обработку внутри. Величественный пятиглавый
храм включал произведения искусства, в каждом из которых присутствует диалектика новизны и наследования. Стоимость строительства храма составила огромную по тем временам сумму - более 15 млн. рублей.
Грандиозный храм-памятник был освящен и стал неотъемлемой частью духовной жизни России. 5 декабря 1931 года храм взорвали и на его месте началось строительство Дворца Советов (не осуществлено). В 1941 году из его конструкций каркаса сварили противотанковые "ежи". Построенный после войны на этом месте бассейн "Москва" просуществовал недолго.
В 1994 году начались работы по воссозданию храма Христа Спасителя, завершение строительства которого намечено к 850-летию Москвы. Таковы страницы художественного воплощения подвига русского народа в Отечественной войне 1812 года и величия Москвы.
МОСКВА ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА
Студ. Панова С.Ю.
Во второй половине XIX века Москва являлась одним из главнейших индустриальных центров капиталистической России. В ней было сосредоточено большое количество мощных текстильных, пищевых, химических и металлообрабатывающих заводов и фабрик, которые давали значительную долю продукции этих отраслей русской промышленности.
Московская фабрично-заводская промышленность тогда нередко выступала как проводник новейшей техники промышленного производства и не только для обширного района центральных губерний, но и для всей России. По отдельным видам промышленного производства (изготовление бумажных и шерстяных тканей, кондитерских, водочных и табачных изделий, химических и др. товаров) на многих передовых предприятиях Москвы широко применялись машинная техника и новейшая технология. Достаточно указать на такие предприятия, как кондитерские фабрики Товарищество Абрикосова и Торгового дома Сиу и К, водочный завод
П.А.Смирнова, табачная фабрика Бостанджонгло, парфюмерное предприятие Г.Брокара и др. Изделия этих московских фабрик и заводов не раз занимали первые места на всероссийских промышленных выставках, и производство их ставилось в образец всем промышленным предприятиям России.
В Москве впервые в России вводились новые виды промышленного производства текстильных товаров, химических изделий, пищевых продуктов и тд. Например, можно указать на выпуск новых набивных тканей
- по сатину и батисту (товарищество Т.Э.Циндель), изготовление ализарина (заводы акционернрго общества "Анилин и сода" и акционерного общества "Фарберке"), фабрикацию кокосового и "прозрачного" мыла, а также цветочных духов и одеколона (Брокар), консервирование свежих фруктов (Товарищество Абрикосова сын-я), производства шоколада (Торговый дом Сиу и К ) и т.д.
Наконец, московская промышленность оказывала огромное влияние на общее промышленное развитие России благодаря тому, что во второй
половине XIX века Москва с каждым десятилетием все более расширяла
свои торгово-промышленные связи и в первую очередь с центральным
промышленным районам страны. "В Москве постоянная, в течение круглого года ни на день не умолкающая биржа для внутренней торговли и мануфактурной промышленности всей России; сюда, к тому что делается в Москве и что думают в Москве, обращены взоры торговых людей из всех концов нашего отечества: из Иркутска, Оренбурга, с Кавказа, с Дона, столько же как и из Риги, из Прибрежий Балтийского моря...Теперь, когда сообщение ярмарки с Москвой неизмеримо облегчилось железною дорогой, когда из Москвы пошли и другие железные пути, когда посещение Москвы после Макария сделалось почти неизбежным до такой степени, что ее не могут обойти даже азиатцы, - теперь еще более усиливается коммерческое значение второго макария, как часто называют эту эпоху Московской торговли",- так отмечалось в историческом сочинении того времени.
Развитие городской жизни после отмены крепостного права в связи с ростом промышленности и железнодорожным строительством требовало не только для Москвы, но и для других городов изменений его обязанностей и прав и предоставления ему более широкой и твердой финансовой базы. Это было сделано Городовым положением 1862 и 1870 гг., которые построили городское общественное управление уже не на сословных, а на классовых началах, на началах весьма высокого имущественного ценза, трактуя избирательные права как права не столько лиц, сколько владельцев имуществ. Заменив Общую думу Городской думой и Распорядительную думу Городской управой, новое положение определило вместе с тем круг ведения общественого управления и его финансовую базу. Круг ведения оно определило сравнительно широко, так же как и права общественного управления. Но, отводя городскому общественному управлению сравнительно широкое поле деятельности, Положение предоставляло ему очень слабые финансовые возможности.
Городовое положение 1870 г. действовало до 1892 г., когда в эпоху реакции 80-х и начала 90-х годов оно было заменено 11 июля 1892 г. новым, резко сузившим состав избирателей в думу и усилившим правительственный надзор за деятельностью общественного управления. Реформа 1892 г., повысившая избирательный имущественный ценз, по су-
ществу оставила городское хозяйство в прежнем его составе и попрежнему в руках домовладельческо-купеческой верхушки. Поэтому в состояние
←предыдущая следующая→
... 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21
|
|