Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Москвоведение /

Конференция к 850-летию Москвы: страницы истории

←предыдущая следующая→
... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 

сделавшие го­род неприступной крепостью. В осенние дни 1941 года, когда немец­ко-фашистские войска пытались прорваться к Москве, началось усилен­ное строительство противотанковых рвов и препятствий, огневых точек и баррикад в окрестностях столицы, на ее улицах и площадях.

В первые дни войны были разработаны конкретные меры по перест­ройке промышленности и транспорта на военный лад, заводы Москвы пе­решли на производство военной продукции.

Многим заводам, оставленным в Москве, несложно было наладить производство противотанковых "ежей", колючей проволоки, лопат, бро­нированных колпаков для пулеметов и других изделий. Одиннадцать мос­ковских заводов занялись ремонтом танков и бронемашин. Удалось нала­дить и производство легких танков.

Все рабочие жили на казарменном положении, многие неделями не уходили из цехов, не оставляли станков, прессов, вагранок и в часы воздушной тревоги.

Текстильная промышленность тоже выполняла военные заказы, обес­печивая армию обмундированием, необходимым имуществом, авиацию пара­шютами.

Удивительную предприимчивость проявили инженеры, техники и ра­бочие как эвакуированных из Москвы крупных заводов, так и местной промышленности. Годы войны стали временем смелых и оригинальных тех­нических решений. Результаты деятельности Академии наук СССР и дру­гих научных учреждений позволили непрерывно расширять производствен­ную и сырьевую базу, работы по конструированию и модернизации воен-

ной техники, ее массовому производству. Большие успехи были достиг­нуты в области биологии, сельского хозяйства и медицины.

С первых дней войны Пленум ЦК профсоюза работников искусств об­ратился к деятелям искусства принять участие в великой освободитель­ной борьбе. Для обслуживания армии и флота было сформировано около 400 театрально-концертных и цирковых бригад, создано 25 фронтовых театров.

С началом войны основной в советской литературе стала патриоти­ческая тема. Важное значение в годы войны приобрела поэзия. Многие писатели стали военными корреспондентами в центральных газетах, на радио.

С 27 июня в Москве, а затем и в других городах вывешивались "Окна ТАСС" - агитационно-политические плакаты с целью оперативного доведения до населения обстановки на фронтах и в тылу страны.

В годы войны резко возрос спрос на историческую литературу. Ос­новной в кинематографе была тема героической борьбы советского наро­да против агрессора. Ведущее место в освещении этой темы занимала хроника. Одним из популярных жанров оставалась комедия.

Театры являлись военными объектами, как было указано на картах, розданных немецким бомбардировщикам. Но не только московские театры находились под ожесточенным обстрелом. В эшелоне, названном "музей­ным", эвакуировали коллекцию музея изобразительных искусств имени

А.С.Пушкина, богатство Третьяковской галереи, Оружейной палаты, Му­зея Искусств Народов Востока, государственную коллекцию редких музы­кальных инструментов и другие ценности.

Неумирающее искусство Москвы воодушевляло в дни войны ее защит­ников. В суровые дни 1941 года Москва стояла как несокрушимая кре­пость, являлась арсеналом и кузницей боевого снабжения фронта.

ИСТОРИЯ МОСКОВСКОГО КРЕМЛЯ

Студ. Коваленко Т.В.

Кремль - это история России, заключенная в камне, олицетворение труда и таланта многих поколений. Кремль с его величественными собо­рами и парадными дворцами разных эпох, древними стенами и островер­хими башнями, с раскинувшимся у их подножья Александровским садом, является неповторимым архитектурно-художественным комплексом , сос­редоточившим в себе всемирно известные образцы работ русских живо­писцев и народных умельцев. Однако Кремль - не только уникальный ис­торико-архитектурный музей, он еще является главным общественно-по­литическим комплексом Москвы, резиденцией главы государства.

В истории Кремля можно выделить пять четко выраженных периодов, обусловленных политическим и идеологическим значением его в жизни государства.

Первый период хронологически определяется ХII - началом ХIV ве­ка, когда по приказу князя суздальского и великого князя киевского Юрия Долгорукого для защиты западных границ Суздальского княжества строится ряд городов - крепостей, и среди них - крепостные укрепле­ния Кремля в 1156 году.

Деревянная крепость Юрия Долгорукого, расположенная на Боровиц­ком холме при впадении реки Неглинной в Москву-реку, была защищена глубоким рвом, валом, стенами и башнями. В течение многих лет Кремль стойко отражал вражеские нападения, но в январе 1238 года полчища хана Батыя напали на Москву, разграбили и сожгли крепость.

Много испытаний пришлось на долю Кремля за последующие два с лишним века: набеги кочевников, двукратное нападение тверского князя Михаила, гнет татаро-монгольской орды. Город выстоял и стал центром великого княжения, а крепость - резиденцией великого князя. Она впервые осознается как отдельная, главная часть города и получает собственное имя - Кремль (по летописям - 1331 год). Тогда же при Иване Калите в 1339 году были возведены мощные дубовые стены, за ко-

торыми находились первые московские каменные храмы:  Успенский собор

(1326-1327), церковь Иоанна Лествичника (1329), служившая одновре­менно дозорной башней, соборы Спаса "на бору" (1330) и Архангельский собор (1333-1340). От строительства этого периода памятников не сох­ранилось.

Второй период в истории Кремля занимает время между ХIV веком и третьей четвертью ХV века, когда в 1367 году при внуке Ивана Калиты

- Дмитрии Донском для защиты от ордынских нашствий, а также от тверских князей, добившихся завоевания великокняжеского престола, и от опасности, возникшей со стороны Литвы, возводятся белокаменные укрепления, отстоящие от прежних дубовых на несколько десятков мет­ров.

Новая белокаменная крепость не замедлила оправдать свое назна­чение: она стойко выдержала двукратную осаду литовского князя Оль­герда в 1368 и 1400 годах.

От всего кремлевского строительства второго периода сохранилось несколько фрагментов, дающих возможность представить художественный идеал общества того времени.

Третий период охватывает огромный промежуток времени: конец ХV века, ХVI и ХVII века.

Во второй половине ХV века происходит политический и экономи­ческий подъем Руси, связанный с ликвидацией удельной системы и осво­бождением от золотоордынского ига. Москва становится политическим и культурным центром страны. Все это создает предпосылки для коренной перестройки большинства важнейших зданий в Кремле. Грандиозное стро­ительство разворачивает здесь великий князь Иван III Васильевич, ко­торый для разработки проектов княжеской и митрополичьей резиденций приглашает в Москву крупнейших западноевропейских архитекторов. В 1485-1495 годах возводятся зубчатые кирпичные стены, сохранившиеся до наших дней. Одновременно строятся большие и малые башни, перест­раиваются Успенский собор (1475-1479), Благовещенсий собор (1484-1489), Каменный государев дворец с Грановитой палатой (1487-1491) и Архангельский собор (1505-1508), ставший княжеской усыпальницей.

В конце XV - начале ХVI века Кремль явился образцом  фортифика-

ционного  искусства своего времени,  причем его постройки совершенны

как по своей архитектуре, так и по интерьерам и отделке.

ХVI век выдался бурным в истории России. Время правления Ивана Грозного было далеко не лучшим в истории Кремля. В 1547 году здесь разразился небывалый пожар, в огне которого сгорело множество пост­роек. Поэтому строительство в Кремле в это время было направлено на восстановление и совершенствование уже созданных ансамблей.

Однако в 1552-1560 годах по повелению Ивана IV на большой Ки­тай-городской площади в память завоевания Казанского

←предыдущая следующая→
... 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 21 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»