←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
ОСНОВАНИЕ МОСКВЫ: ИСТОРИЧЕСКИЕ СВИДЕТЕЛЬСТВА
К.и.н. доц. Рябушкина М.Ф.
Древние письменные источники описывают основание Москвы следующим образом. Согласно легенде в лето от сотворения мира 6654-е князь Юрий Владимирович по прозванию Долгорукий, сын великого князя Владимира Всеволодовича Мономаха, ехал со своею дружиной из стольного Киева к своему сыну Андрею Юрьевичу Боголюбскому в город Владимир на реке Клязьме, где тот княжил по воле отца.
С думой о будущем Руси выехал князь Юрий Владимирович в темные заокские леса, где дорога шла по дремучим дебрям, через черные топкие болота. И вдруг посреди одного обширного болота князь Юрий Владимирович увидел огромного чудесного зверя. Было у того зверя три головы и пестрая шерсть многих цветов.
Вся дружина и все спутники князя увидели этого зверя и встали в изумлении. Явившись людям, чудесный зверь затем исчез, растаял, словно туман утренний.
Тогда князь Юрий Владимирович спросил одного из спутников своих
- ученого гречанина-философа:"Что знаменует собой явление сего чудесного зверя?" " Великий князь,- ответил ученый-гречанин,- явление это знаменует, что поблизости сих мест встанет град превелик,треуголен и распространится вокруг него царство великое. А пестроты шкуры звериной значит, что сойдутся сюда люди разных племен и народов."
Задумался князь, потом снова спросил:"Истинно ли твое толкование, ученый-философ?" "Истинно,- ответил ученый-философ,- потому что и при основании великого града Рима было знамение. Когда начали рыть ров под городскую стену, то вырыли голову человеческую, как живую, и значило это, что быть Риму главой многим градам. Что и сбылось. И когда созидали Царьград, то выполз из норы змий и в тот же миг пал на него с высоты орел и начали они биться. И мудрец книгочей посему изрек: "Будет град Константина царь другим городам, как орел - царь всем птицам, и будет он подвержен нашествиям басурман." Что также сбылось. Посему сбудется и явленное ныне тебе знамение."
Это художественное описание конечно является вымыслом, но в нем подчеркивается важность события, связанного с образованием Москвы.
Как утверждает Ипатьевская летопись XV века, в 1147 году Суздальский князь Юрий Долгорукий пригласил к себе на совет своего союзника Северского князя Святослава Олеговича:"Приди ко мне, брате, в Москов". В этом поселении по словам летописца был дан "обед силен". Князья одарили друг друга дорогими подарками, в часности, Святослав подарил Юрию охотничьего гепарда. Этот год (первое летописное упоминание о Москве) принято считать официальной датой основания города. Вероятно здесь был заключен военный союз между князьями. Москва была пограничным городком между северным Суздальским и южным Чернигово-Северским краем. Городок был тогда княжеской усадьбой или, точнее, станционным двором, где Суздальский князь останавливался при своих поездках в Киев и обратно. Двор должен был иметь значительное хозяйственное обзаведение.
Из этой же летописи видно, что на высоком холме, названном впоследствии Боровицким, омываемом реками Москвой и Неглинной, шумел сосновый бор, в котором находилось небольшое укрепленное поселение ремесленников и торговцев. Вокруг крепости располагались деревни и села.
Ранее эти земли принадлежали богатому местному боярину, суздальскому тысяцкому Степану Ивановичу Кучке. Поэтому Москва сначала носила другое более ранее название - Кучково. Дом С.И.Кучкова находился в районе Чистых прудов. В память об этих стародавних событиях долгое время сохранялось название "Кучково поле" (улицы Сретенка и Лубянка).
По преданию князь Юрий Долгорукий, разгневанный каким-то дерзким поступком боярина С.И.Кучки, повелел его убить, а его владения взять в казну. Через некоторое время князь Юрий Долгорукий приехал вместе с сыном Андреем посмотреть имение убитого боярина. Здесь еще жили сироты Кучки: два сына и дочь. Необыкновенная красота девушки поразила обоих князей. Сын умолял отца позволить ему жениться на ней и Юрий дал разрешение на свадьбу. Братьев же невесты взял к себе на службу. Между тем, красивые места так понравились Юрию, что он надумал основать здесь городок и назвать его по имени реки Москвой.
Поселение на этом месте существовало задолго до появления в здешних местах князя Юрия Долгорукого. При строительстве здания Оружейной палаты в 1847 году, неподалеку от древней церкви Рождества Иоанна Предтечи были найдены две большие серебряные серьги-рясы, относящиеся к языческому времени. При строительстве фундамента для храма Христа Спасителя в числе других предметов были найдены два серебряных арабских диргема, относящихся к 862 г. и 866 г.
В более поздних летописях появилось указание на то, что Москва была основана значительно ранее 1147 года. Основание Москвы приписывается князю Олегу, котоый в 880 году пришел на Москву-реку и заложил в устье реки Неглинной городок, назвав его по имени реки Москвой: "Олег же нача городы ставити многие и прииде на реку глаголемую Москву, в нея прилежать реки Неглинная и Яуза, и поставити град не мал и прозва его Москва и посади на княжение сродников своих". Это утверждение вошло в сборник "Пантеон Российских Государей".
В 1672 г. польский ученый Феодосий Софонович составил "Хронику з Летописцев стародавных, з Нестора Печерскаго и инших, также з хроник Польских о Руси, отколь Русь почалася". В главе "Отколь Москва взяла свое название" Феодосий Софонович пишет, что город Москва, а также все славяне произошли прямо от праотца Мосоха. Князь Мосох (или Мос) пришел на эти земли и назвал первую реку своим именем и именем своей жены (Ква) - Москва. Основал город, назвав его по имени реки - Москвой. Вторую реку назвал именами своих детей: сына (Я) и дочери (Вузы) - Явузой (Яузой).
"Начать же селиться на сем предъизбранном и предлюбезном его и преднадвысочайшем и всепрекрасном месте своем Московском над двумя реками, на нем же и ныне есть место всепреславном, святый и предцарствующий и славою предъименитою предъвозсиятельствующий и предпреименованный всепревеликий град Москва по имени реки тоя Москвы под ним сущая и текущая стоит. Сию же реку тогда сущую безыменитую бывшую от исперва, он Мосох князь, во пришествии своем к ней и поселении прекрасном и излюбленном, преименовал ее Мосох по имени своему, самого себя и жены своея княгини прекрасныя и прелюбезныя, нарицаемая Квы. И тако по сложению общекупному имен их, князя нашего Моса и княгини его Квы красныя преднаречеся тогда река та до них самих из-
начала безыменитая предбывшая, Москва река прозванием их и от тогда,
даже убо и до днесь тако зовома она есть. Вторую же меншую реку,
впадшую и текущую в ту же Москву реку, преименовал Мосох вместо чадородий своих честных, сына своего первородного, именуемаго сице Я, именем и прозванием своим так зовома Я, тогда же с ним предприбывшаго, и во имя дщери своея Вузы прекрасны и прелюбезныя, тако предзовомыя, с ним же тогда предприбывшия. И тако же назва реку ту безыменитую вторым прозванием и тех же детей своих общекупным их именованием Явуза реку. И та река Яуза, даже и доныне такожде звашеся".
Тверская летопись XVI века утверждает, что князь Юрий Долгорукий заложил град Москву в 1156 году. "Князь великий Юрий Володимерич, заложи град Москву, на устниже Неглинны, выше реки Аузы". На Боровицком холме возводится крепость с восьмиметровым валом и мощной по тем временам деревянной стеной, достигавшей три метра в высоту и тысяча двести метров в длину. Москва становится уже не княжеским городком, а целым городом, где располагалась княжеская военная дружина. Главным двигателем в создании таких городов всегда являлся народный
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 ...
|
|