Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Москвоведение /

Конференция к 850-летию Москвы: страницы истории

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 

на­родный промысел и торг. Постройка города показывала, что эти места были достаточно заселены. О весьма значительном населении свидетель­ствуют многочисленные курганы по верхнему и нижнему течению Москвы­реки.

Город служил прибежищем населению окрестностей в случае нападе­ния врагов. Он был также сторожевой крепостью со стороны Смоленских (Литовских) и Новгородских неприятелей, а также со стороны южных врагов защищал новый стольный город Владимир.

Москва долгое время была провинциальным городом Владимиро-Суз­дальского княжества. Она доставалась в удел младшему сыну Владимирс­кого князя, так как более крупные владения получали старшие сыновья. Князья появлялись в Москве лишь на короткое время. В 1176 году после смерти князя Андрея Боголюбского московляне принимают активное учас­тие в княжеских усобицах, отстаивая права своего старшего города Владимира. В 1177 году к Москве с войском подошел Рязанский князь Олег, разорил и сжег ее. Этим событием начинается длинный ряд пожа­ров, опустошавших город. Однако стены города, построенные при Юрии Долгоруком, просуществовали до зимы 1237-1238 года, когда полчища

монголо-татар под предводительством хана Батыя разграбили  и  сожгли

Москву. В 1263 году после смерти князя Александра Невского Москва досталась младшему его сыну Даниилу. С тех пор Москва становится стольным городом особого княжества с постоянным князем: Даниил стал родоначальником московского княжеского дома.

Таковы исторические свидетельства об образовании Москвы, горо­да, который сыграл в истории Российского государства исключительно важную роль.

ОБЪЕДИНЕНИЕ  РУССКИХ  ЗЕМЕЛЬ  ВОКРУГ  МОСКВЫ

К.и.н. доц. Луковцева Т.А.

К концу XII века Киев утратил значение общерусского центра. Юж­ная Русь потеряла свое влияние, что было связано с феодальной между­усобицей. Однако, в период раздробленности идеи державности, правос­лавного монархизма не умерли в сознании народа и его выдающихся вож­дей, таких как Александр Невский, Андрей Боголюбский. Идеал сильной царской власти, освящаемой православной церковью и цементирующей об­щество в единую сильную державу, Русь приняла от Византии вместе с христианством. Особенности суровых природно-климатических условий Руси способствовали закреплению этого идеала в самосознании населе­ния. Сильная монархическая власть оказывалась наиболее приемлемой для управления страной с обширными территориями и разноплеменным на­селением.

Монголо-татарское нашествие было воспринято православным созна­нием как испытание веры. Это испытание обогатило народ твердым пони­манием своего державного долга. В 1453 г. Константинополь пал под ударами Османской империи, Византия окончательно потеряла свою неза­висимость. Именно тогда на Руси зарождается идея "Москва-Третий Рим", которая определяла русское государство как центр православия.

Ученые-историки объясняют возвышение Москвы естественными геог­рафическими (близость реки), экономическими и другими причинами. Действительно, все они имели место. Но все эти причины еще более приложимы к другим городам Северо-Восточной Руси. Река Москва, дав­шая имя будущей столице, соединяла Среднюю Волгу с Окой через Ламс­кий Волок, по которому надо было переволакивать лодки сушей, на ру­ках, что нельзя считать удобным. Да и сама Москва выросла не на Во­локе Ламском, а на излучине Москвы. Близость Оки и Верхней Волги имела большое торговое значение, но не могла стать главной причиной для вознесения мало известной деревушки до роли центра объединения русских земель и столицы будущей империи.

Пересечение "больших дорог", которое, как считают, обеспечивало

Москве бурный рост, в те времена реально представляло пересечение тропинок, затерянных в бескрайних лесах. Например, "великая Влади­мирская дорога" упоминается лишь один раз в одной из летописей конца XIV века, когда Москва была уже общепризнанным центром русских зе­мель.

Что же послужило причиной возвышения маленького удельного кня­жества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв.км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой поло­жил Иван Калита (1325 - 1340). С этого времени начинается бурный рост Московского княжества, укрепление его авторитета среди русских князей. По взаимному согласию с митрополитом Петром Иван Калита пе­ренес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. "Если послушаешь меня, - говорил старец Петр князю, убеждая его в особой роли Москвы для будущего Руси,- то и сам прославишься родом своим паче иных кня­зей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святи­тели поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и просла­вит себя Бог в нем!" Калита приказал соорудить в центре Кремля ка­менный собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы митрополиту не за­зорно было переезжать из знаменитого Владимирского Успенского собо­ра. С 1326 года, то есть с момента переезда митрополита из Владимира в Москву, Москва становится центром православия на Руси, а значит и центром земель русских. Это сыграло важную роль в дальнейшей судьбе города.

Калита понял ордынскую политику по отношению к русским князьям, нашел ее слабые стороны, нейтрализовал ее губительное действие. Он очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент, когда тверской князь убил его брата: регулярный сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевших своими грабительскими набегами на Русь перехватить значительную долю того, что предназначалось хану. Все это происходи­ло тогда, когда хан поощрял русских князей к соревнованию: кто боль­ше даст за ярлык на великое княжение. Воспользовавшись восстанием в Твери против ордынских сборщиков дани, Иван Калита со своим отрядом принял участие в карательном походе хана против тверичей. Это спасло Москву от набега. Тверское княжество не смогло больше соперничать с

Московским. Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и право собирать "ордынский выход" со всей Северо-Восточной Руси. Никоновс­кая летопись сообщает, что как только Калита укрепился на великокня­жеском столе, наступила великая тишина на Русской земле, и татары "перестали ее воевать". Однако, тишина эта была обманчива. Иван Ка­лита откупался от Золотой Орды, собирая дань. Немалую толику остав­лял он и себе для укрепления Москвы.

При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение новый принцип строения государства - принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этничес­кой принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, поки­давших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.

Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Именно его называют собирателем земли Русской. Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, добился от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это способствовало укреплению Моск­вы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского яр­лыка на великое княжение.

Начиная с Дмитрия Донского (1369 - 1389) московские правители усвоили взгляд на себя как на защитников православия. Время Дмитрия Донского и его преемников - это время духовного подъема на Руси, время возрождения в русской культуре, творческих исканий и достиже­ний Андрея Рублева, монашеского подвига и духовного влияния препо­добного Сергия Радонежского. Победа, одержанная общерусским войском под началом Дмитрия Ивановича над полчищами Мамая в 1380 году

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ... 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»