←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
народный промысел и торг. Постройка города показывала, что эти места были достаточно заселены. О весьма значительном населении свидетельствуют многочисленные курганы по верхнему и нижнему течению Москвыреки.
Город служил прибежищем населению окрестностей в случае нападения врагов. Он был также сторожевой крепостью со стороны Смоленских (Литовских) и Новгородских неприятелей, а также со стороны южных врагов защищал новый стольный город Владимир.
Москва долгое время была провинциальным городом Владимиро-Суздальского княжества. Она доставалась в удел младшему сыну Владимирского князя, так как более крупные владения получали старшие сыновья. Князья появлялись в Москве лишь на короткое время. В 1176 году после смерти князя Андрея Боголюбского московляне принимают активное участие в княжеских усобицах, отстаивая права своего старшего города Владимира. В 1177 году к Москве с войском подошел Рязанский князь Олег, разорил и сжег ее. Этим событием начинается длинный ряд пожаров, опустошавших город. Однако стены города, построенные при Юрии Долгоруком, просуществовали до зимы 1237-1238 года, когда полчища
монголо-татар под предводительством хана Батыя разграбили и сожгли
Москву. В 1263 году после смерти князя Александра Невского Москва досталась младшему его сыну Даниилу. С тех пор Москва становится стольным городом особого княжества с постоянным князем: Даниил стал родоначальником московского княжеского дома.
Таковы исторические свидетельства об образовании Москвы, города, который сыграл в истории Российского государства исключительно важную роль.
ОБЪЕДИНЕНИЕ РУССКИХ ЗЕМЕЛЬ ВОКРУГ МОСКВЫ
К.и.н. доц. Луковцева Т.А.
К концу XII века Киев утратил значение общерусского центра. Южная Русь потеряла свое влияние, что было связано с феодальной междуусобицей. Однако, в период раздробленности идеи державности, православного монархизма не умерли в сознании народа и его выдающихся вождей, таких как Александр Невский, Андрей Боголюбский. Идеал сильной царской власти, освящаемой православной церковью и цементирующей общество в единую сильную державу, Русь приняла от Византии вместе с христианством. Особенности суровых природно-климатических условий Руси способствовали закреплению этого идеала в самосознании населения. Сильная монархическая власть оказывалась наиболее приемлемой для управления страной с обширными территориями и разноплеменным населением.
Монголо-татарское нашествие было воспринято православным сознанием как испытание веры. Это испытание обогатило народ твердым пониманием своего державного долга. В 1453 г. Константинополь пал под ударами Османской империи, Византия окончательно потеряла свою независимость. Именно тогда на Руси зарождается идея "Москва-Третий Рим", которая определяла русское государство как центр православия.
Ученые-историки объясняют возвышение Москвы естественными географическими (близость реки), экономическими и другими причинами. Действительно, все они имели место. Но все эти причины еще более приложимы к другим городам Северо-Восточной Руси. Река Москва, давшая имя будущей столице, соединяла Среднюю Волгу с Окой через Ламский Волок, по которому надо было переволакивать лодки сушей, на руках, что нельзя считать удобным. Да и сама Москва выросла не на Волоке Ламском, а на излучине Москвы. Близость Оки и Верхней Волги имела большое торговое значение, но не могла стать главной причиной для вознесения мало известной деревушки до роли центра объединения русских земель и столицы будущей империи.
Пересечение "больших дорог", которое, как считают, обеспечивало
Москве бурный рост, в те времена реально представляло пересечение тропинок, затерянных в бескрайних лесах. Например, "великая Владимирская дорога" упоминается лишь один раз в одной из летописей конца XIV века, когда Москва была уже общепризнанным центром русских земель.
Что же послужило причиной возвышения маленького удельного княжества, площадь которого в первой четверти XIV века была намного меньше площади Тверского княжества и равнялась 35000 кв.км. Одной из причин стала мудрая политика московских князей, начало которой положил Иван Калита (1325 - 1340). С этого времени начинается бурный рост Московского княжества, укрепление его авторитета среди русских князей. По взаимному согласию с митрополитом Петром Иван Калита перенес митрополичью кафедру из Владимира в Москву. "Если послушаешь меня, - говорил старец Петр князю, убеждая его в особой роли Москвы для будущего Руси,- то и сам прославишься родом своим паче иных князей, и град твой будет славен пред всеми градами русскими, и святители поживут в нем, и взыдут руки его на плещи врагов его, и прославит себя Бог в нем!" Калита приказал соорудить в центре Кремля каменный собор Успения Пресвятой Богородицы, чтобы митрополиту не зазорно было переезжать из знаменитого Владимирского Успенского собора. С 1326 года, то есть с момента переезда митрополита из Владимира в Москву, Москва становится центром православия на Руси, а значит и центром земель русских. Это сыграло важную роль в дальнейшей судьбе города.
Калита понял ордынскую политику по отношению к русским князьям, нашел ее слабые стороны, нейтрализовал ее губительное действие. Он очень точно уловил, что нужно Орде в тот момент, когда тверской князь убил его брата: регулярный сбор дани хану, минуя ордынских вельмож, успевших своими грабительскими набегами на Русь перехватить значительную долю того, что предназначалось хану. Все это происходило тогда, когда хан поощрял русских князей к соревнованию: кто больше даст за ярлык на великое княжение. Воспользовавшись восстанием в Твери против ордынских сборщиков дани, Иван Калита со своим отрядом принял участие в карательном походе хана против тверичей. Это спасло Москву от набега. Тверское княжество не смогло больше соперничать с
Московским. Иван Данилович получил ярлык на великое княжение и право собирать "ордынский выход" со всей Северо-Восточной Руси. Никоновская летопись сообщает, что как только Калита укрепился на великокняжеском столе, наступила великая тишина на Русской земле, и татары "перестали ее воевать". Однако, тишина эта была обманчива. Иван Калита откупался от Золотой Орды, собирая дань. Немалую толику оставлял он и себе для укрепления Москвы.
При Иване Даниловиче получил окончательное воплощение новый принцип строения государства - принцип этнической терпимости. Подбор на службу осуществлялся по деловым качествам, независимо от этнической принадлежности, но при условии добровольного крещения. На службу принимали и татар, бежавших из Орды, и православных литовцев, покидавших Литву из-за католического давления, и простых русских людей. Силой, связующей всех, кто пришел на службу к московскому князю, стало православие. Спасаясь от татар, русские люди собирались к Москве, которая могла их защитить.
Иван Калита заложил основы могущества Московского княжества. Именно его называют собирателем земли Русской. Митрополит Алексей, ставший после смерти Ивана Калиты фактическим главой государства, добился от Золотой Орды того, что великое княжение было закреплено за династией московских князей. Это способствовало укреплению Москвы, предотвращению междоусобных войн за право получения ханского ярлыка на великое княжение.
Начиная с Дмитрия Донского (1369 - 1389) московские правители усвоили взгляд на себя как на защитников православия. Время Дмитрия Донского и его преемников - это время духовного подъема на Руси, время возрождения в русской культуре, творческих исканий и достижений Андрея Рублева, монашеского подвига и духовного влияния преподобного Сергия Радонежского. Победа, одержанная общерусским войском под началом Дмитрия Ивановича над полчищами Мамая в 1380 году
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 ...
|
|