←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
изображены
великие московские князья,похороненные в этом соборе.Большую ценность
представляет икона "Архангел Михаил".Он изображался,как символ уверенности
русского народа в победе над врагами.С начала XIV до первой четверти XVIII в
Архангельский собор был усыпальницей русских князей.Первым в нем был
похоронен Иван Калита.В соборе 46 гробниц.
3) Спас Нерукотворный
Главный,центральный образ всего древнерусского искусства - образ Иисуса
Христа,Спаса,как его называли на Руси.Спаситель (Спас) - это слово абсолютно
точно выражает представление о нем христианской религии.Она учит,что Иисус
Христос - человек и одновременно Бог и Сын Божий,принесший спасение
человеческому роду.Основой этих представлений является Евангелие.
(само слово Евангелие означает "благая весть") Составляющие его четыре
книги,написанные апостолами,учениками Иисуса Христа,несут "благую весть" о
самой личности Спасителя,о принесенном им в мир спасении.Спасом называли и
любое изображение Иисуса Христа в древнерусском искусстве - и это не было
простое перенесение на него имени изображенного.Спасителем мира предстает
Иисус Христос на фресках и иконах,в мозайках и миниатюрах,т.е глубокое
понятие,суть евангельского предания лежит в основе его образов,созданных во
все времена существования древнерусского искусства.
Нерукотворный Образ,или иначе Спас Нерукотворный, - важнейший образец,
которому следовали мастера во все времена,пока существовало древнерусское
искусство,икона,созданная по преданию,не только при жизни,но и по воле
самого Иисуса Христа.
Легенда о Нерукотворном Образе утверждала не только то,что это изображение
было создано по воле Иисуса Христа,но и и то,что оно было создано им в помощь
страждующему человеку.И эти свойства помощи и защиты связывались на Руси не
только с тем изображением,которое почиталось как подлинный Нерукотворный
Образ,но и с его повторениями,поэтому "Неркотворный Образ","Спас
Нерукотворный" часто на Руси помещали над вратами крепостей,на воинских
стягах.Многочисленны были и иконы,возпроизводящие Нерукотворный Образ.
Древнейшая из сохранившихся - "Спас Нерукотворный",созданный в Новгороде в
XII веке и принадлежащий сейчас Государственной Третьяковской галерее.
На прямоугольной иконе,в центре ее,как и на натянутом на доску "плате
Авгаря" - только большеглазый лик с длинными прядями волос и небольшой,чуть
раздвоенной бородой - всегда узнаваемый в иконописи лик Спаса.Традиционное
буквенное обозначение имени Иисуса Христа в углах иконы утратились,не
сохранились и греческие буквы на перекрестии нимба,обозначающие "вечную
сущность".Но золотом - знаком вечного света,как и много веков назад,сияет
нимб.И преображен божественным началом узнаваемый облик Иисуса Христа,его
человеческая плоть.Мощная линия с предельной ясностью,словно на века высекая
их,вычерчивает благородные черты лика,высокие дуги бровей,тонкий нос,широко
распахнутые длиненные глаза.отстраняясь от того,что развертывает перед
иконой,отрешаясь от всего внешнего,темные зрачки этих глаз чуть сдвинуты в
сторону:самоглубленного покоя,в котором постигается недоступное,исполнен
взгляд Спаса.Сияюща,непроницаема поверхность лика,написанного теплым
розовато-желтым тоном,абсолтно слитыми мазками,как говорили в старину,
"плавями".Поттверждая особую природу этого лика,золотыми по темной основе
прочерчены обрамляющие его волосы,золото сверкает даже в очень живой,
характерной,лежачей на лбу короткой прядке.
4) Богоматерь Владимирская
Рядом с образами Спаса в древнерусском искусстве по своему смыслу и
значению,по тому месту,которое они занимают в сознании и в духовной жизни
людей,стоят образы Богоматери - Девы Марии,от которой воплотился,
вочеловечился Спаситель, - образы его земной матери.Следуя преданию,
Богородицу называют "начатком спасения" в прославляющих ее церковных
песнопениях.Жительница Земли,она дала плоть вочеловечившемуся ради людей Богу.
В ней первой достигнута была и та цель,ради которой совершилось это
вочеловечивание: в ней,Матери Спаса,ставшей "невместимого Бога вместилищем",
наиболее полно приблизившаяся к своему великому Сыну,было свободно,очищено
от греха и искажения человеческое естество.Так,как очищено оно было в самом
Христе,так,как оно должно очиститься,по христианскому вероучению,в конце
концов у всего пошедшего за Спасителем человеческого рода.И тверда у христиан
вера,что,став Владычицей мира,стала Богородоца и неизменной заступницей людей:
извечное материнское сострадание обрело у нее высшую полноту,ее сердца
"произенное"великими муками Сына,навечно отозвалось на бесчисленные людские
страдания.Евангелие упоминает о Богоматери скупо.Но с глубочайшей древности
первые христиане собирали и хранили предания о ней - апокрифы,существовавшие
в Палестине.
Предание гласило,что первые иконы Богоматери были созданы еще при ее жизни,
что их написал один из апостолов,автор Евангелие - Лука.К этим иконам
возводили в Византии и на Руси все существовавшие изображения Богородицы.
До конца поттвердить или опровергнуть эту легенду современная наука не может:
до нашего времени просто не дошло ни одного изображения Богоматери,которое
можно было бы датировать I веком новой эры - предпологаемым временем жизни
ее и евангелиста Луки.Но зато ее изображения II-III веков дошли до нас,
вполне вероятно,что многие их устойчивые черты,которые в последствии
сохраняло искусство,восходят к еще более ранним,возможно,и прижизненным
иконам.
К произведениям художника - евангелиста причислялась и икона "Богоматерь
Владимирская",которая считалась палладиумом,покровительницей России,сейчас
находится в коллекции Третьяковской галерреи.Существует летописное известие,
что икона эта была привезена в начале XII века в Киев из Царь-града (так
называли на Руси столицу Византии Константиниполь).Имя "Владимирская" она
получила на Руси:ее забрал с собой из Киева,отправляясь в Северо-Восточные
земли,князь Андрей Боголюбский.И здесь,в городе Владимире,икона обрела свою
славу.В начале нашего столетия "Богоматерь Владимирская была расчищена от
вековых наслоений.Она,по единодушному мнению ученых,которое согласуется с
летописным известием,считается произведением великого константинопольского
художника начала XII века.Твердо соблюдает этот мастер те требования,которым в
течение веков отвечали иконы Богоматери.В углах доски он помещает обозначение
словом ее личности:буквы МР ОV -начальные буквы греческих слов "Мать Бога",
фон иконы покрывает он золотом,знаком вечного света,знаком того,что
изображенное на ней предстает так,как живет оно в вечной пямяти людей.А в
центре иконы располагается поясное изображение Богоматери с младенцем на
руках,нежно прижавшимся к ее щеке.Изображение Марии и младенца в позах
взаимного ласкания - распостраненный в византийском искусстве тип изображения
- по гречески называлось "Елеуса",а по русски обозначалось как "Умиление"
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|