Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Москвоведение /

Москва - третий Рим, а четвертому не бывать

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 

"Умиление".Как

и всегда с ранних христианских времен,Мария изображена закутанной в темно-

вишневый плащ - мафорий - одежду замужных палестинских женщин,а на мафории -

звезды,знаки ее девства,чудесно сохраненного "до рождества,в рождестве и по

рождестве".Древнейшим,неизменным представлением о внешности Марии

соответствуют здесь черты Богоматери,их можно описать словами древнего

апокрифа,которые гласили,что у Марии "лик был смуглый и овальный,волосы цвета

спелой пшеницы,рот алый,глаза в форме плодов миндаля и руци тонкостью

источены".Прижимая к себе правой рукой младенца Сына,мягко склонившись к нему

головой,левую руку простирает к нему Мария в жесте моления:пронзенная своей

материнской скорбью за него,она к нему уже несет свою печаль,свое извечное

заступничество за людей.и способным разрешить материнскую печаль,ответить на

ее молитву изображен здесь младенец Сын : в его лике,в его обращенном к матери

взгляде таинственно слились детская мягкость и глубокая,неизреченная мудрость.

Золотым ассистом - знаком божественной силы - пронизана его детская рубашечка,

а через плечо по ней проходит клав - особая полоса,традиционный византийский

символ царской власти,ставший и символом власти "Небесного Царя".Полный

младенчекой любви и нежности к Матери,Сын одновременно преисполнен силы и

мудрости вочеловечевшегося от нее Владыки мира,черты которого твердо и ясно

проступают в его облике.

 5) Благовещения Пресвятой Богородицы

 Благовещение - принесение архангелом Гавриилом "благой вести" Деве Марии о

рождении,о воплощении от нее Спасителя - этого важнейшего,согласно

христианскому вероучению,события на пути спасения рода людского.В честь

этого события с древнейших времен весной,25 марта (7 апреля по новому стилю)

справлется праздник Благовещения Пресвятой Богородицы,входящий в число

двунадесятых.Широко и разнообразно (в стенных росписях,в иконописи)

изображалось поэтому Благовещение в древнерусском искусстве.

 До наших дней дошли образы благовещения начиная с самого раннего,

домонгольского периода древнерусского искусства.И в их числе не только

фресковые изображения,сохранившиеся в храмах той эпохи.На сюжет Благовещения

написана одна из немногих сохранившихся домонгольских икон "Благовещение

Устюжское",принадлежащая сейчас Государственной Третьяковской галерее,

датируемая XII веком.Свое имя эта икона,созданная,очевидно,новгородским

художником,получила в связи с легендой,что ее вывез в Москву из Устюга

в XVI веке Иван Грозный.И с этой древнейшей и знаменитейшей русской иконы

естественнее всего начать рассказ об образе Благовещения в искусстве Древней

Руси.

 В основе "Благовещения Утюжского" лежит очень простой и очень древний извод,

входящий даже не к византийскому,а к раннехристианскому искусству.Крупно,в

полный рост,почти во всю высоту иконы изображены здесь оба участника события

- принесший весть архангел Гавриил и принявшая ее Богородица.Никаких

предметов и деталей,обозначающих место действия,ничего отвлекающегося от них

внимания здесь нет.Спокойно,недвижимо стоит архангел Гавриил,опущены его

золотые крылья.Но он чуть повернулся к Богородице,и его правая рука поднята

в жесте обращенного к ней благославения - как безусловный и ясный знак

принесенной им вести,переданной благодати.Прямо перед собой смотрит стоящая

на невысоком подножии Богородица,но голова ее наклонена в сторону архангела

Гавриила в знак того,что внимает она принесенной им вести,обретает

принесенную им благодать.И как зримый итог этого обретения - изображен на ее

груди,поверх складок мафория,обнаженный младенец,на которого указует она

правой рукой.И через эту указующую кисть перекинута алая нить пряжи;кудель

Мария держит в левой руке - как таинственное "прядение" из материнской крови

плоти младенца истолковывалось топрядение ею пурпура,о котором говорит

придание.Вверху,над архангелом Гавриилом и  Марией,в синем "небесном

сегменте" изображен сидящий на алых херувимах Вседержитель с ликом Иисуса

Христа,но с седыми волосами - "Ветхий День....",и синий луч,нисходящий на

Богородицу Дух Божий,идет от него и касается ее плеч.Но эти жесты и знаки

делает предельно выразительными сам почти непередаваемый словом облик

архангела Гавриила и Марии.Поистине исполненными благодати предстают на

иконе и златовласый,могучий,большеглазый архангел Гавриил в сияющих медвяно-

голубых одеждах,принесший весть,и величаво кроткая Богородица,благодать

принявшая.Необычно кратко и емко передает "Благовещение Устюжское" самую

суть евангельского рассказа о принесении благой вести.Древняя икона

завораживает раскрывающимся в своей потаенной глубине светлым чудом.

 6) Архангел Михаил

 Архангел Михаил - архистратиг (по-гречески-верховный военачальник),полководец

воевода верных Богу ангелов,победоносный враг Сатаны,победитель зла.Он

считался покровителем воинов,бьющихся за правое дело.Верили и в то,что

грозный враг Сатаны,архангел Михаил сопровождает душу умерших,отгоняя от них

грозящую им бесовскую силу.Покровительство архангела Михаила,небесного

воеводы и покровителя праведных воинов,стремились обрести войны древнерусские.

Нередко его крылатая фигура украшала их воинские шлемы.Архангелу Михаилу,

защитнику душ умерших от бесовской силы,посвящались на Руси многие

кладбищенские церкви.Ему посвящена и усыпальница московских князей,а затем и

русских царей - Архангельский собор в Кремле.Широко изображалп архангела

Михаила иконопись.

 Сохранилась знаменитая икона "Архангел Михаил" XIII века,принадлежащая

сейчас Третьяковской галерее.Существом иной,не человеческой природы предстает

здесь изображенный в полный рост архистратиг.Напряженно всматриваются в даль,

прозревая глубины бытия,открывая сокровенное зло,его прозрачные глаза;словно

освещен отсветом алого пламени весь его лик.Свидетельствуя о его ангельской

природе,широко распахнуты за его спиной крылья,в руках он держит присущие

лишь ангелам посох и сферу с именем Иисуса Христа.В знак его воеводского,

воинского достоинства архангел Михаил одет в одежды византийского императора:

на нем длинный узорчтый дивисилий и плащ,а по груди  и плечам препоясан он

широким лором (лентой),обильно украшенным драгоценными камнями.И эти одежды,

связанные с высшей людской властью,в сиянии оттенков алого,которымиони

написаны,предстают частью того же горячего света,который ложится на лик

архангела Михаила,напоминают о власти таинственной и мощной,которой он

наделен.Прославленный архитратиг Михаил древнерусского искусства - икона

архангела Михаила,входящая в денсусный Звенигородский чин,написанный Андреем

Рублевым.Изображенный в денсусном молении архангел Михаил предстает существом

чудесным,но чудесна в нем удивительная кроткость.Она пронизывает весь облик

русоволосого архангела Михаила с мягко склоненной кучерявой головой,с нежным,

округлым,написанным святящимися охрами ликом,льется она из его широко

распахнутых глаз.Свету и кроткости,наполняющим архангела Михаила,

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»