←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
замечательные по красоте и богатс-
тву узоры. Мастера Золотой и Серебряной палат изготовляли в Кремле
драгоценную посуду и огромное количество золотых украшений. Непоправи-
мый урон кремлевской сокровищнице был нанесен в период правления са-
мозванца - Лжедмитрия (1605-1607). После его низложения и убийства
разграбленная казна продолжала быстро убывать. Из-за недостатка денег
в государстве взошедший на престол Василий Шуйский вынужден был распо-
рядиться переделывать в монеты принадлежавшие казне драгоценные изде-
лия. Во время пребывания в Москве польских интервентов (1610-1612)
кремлевская сокровищница была почти полностью опустошена. Однако вско-
ре после освобождения Москвы возобновляется деятельность кремлевских
мастерских, и уже во второй половине XVII века они переживают пору
расцвета. В это время, в период бурного экономического и политического
роста государства, было создано множество высокохудожественных произ-
ведений, ставших гордостью русского искусства. В конце XVII - начале
XVIII века деятельность художественных м стерских Московского Кремля
постепенно сокращалась. По приказу Петра I лучшие московские мастера
были отозваны в новую столицу - Петербург. И тем не менее Петр стре-
мился не только сохранить, но и приумножить накопленные веками сокро-
вища. В декабре 1709 года, вскоре после победы под Полтавой, Петр при-
казал все захваченное в битве оружие, знамена и другие трофеи передать
в Оружейную п лату Московского Кремля. В 1718 году он же приказал от-
ремонтировать помещение п латы и изготовить дубовые шкафы, чтобы
"...все вещи устроить в тех шкафах явственно под стеклом." Этим не ог-
раничилась забота Петра о кремлевских реликвиях: в 1720 году он пове-
левает князю Одоевскому проверить все хранилища Кремля. А осмотрев и
все описав, обеспечить их охрану. Спустя семь лет, в 1727 году, из Пе-
тербурга в Москву поступает новый приказ: все древние хранилища объ-
единить в одно под названием "Мастерской и Оружейной палаты" и пере-
дать в ведение Сената. Прошло, правда, еще немало времени, прежде чем
Оружейная палата стала настоящим музеем. В 1844 году петербургский ар-
хитектор К.А.Тон начинает у Боровицких ворот Кремля строительство но-
вого здания, завершив его к 1851 году. В просторных залах второго эта-
жа этого здания разместились реликвии Оружейной палаты. В экспозиции
представлены предметы вооружения, воинские доспехи и атрибуты XI-
II-XVIII веков: луки, колчаны, стрелы, панцири, кольчуги, сабли, мечи,
булавы, копья, боевые топоры. В двух залах собраны замечательные про-
изведения русских мастеров золотого и серебряного дела XII-XIX веков.
Единственная в мире по своей полноте и уникальности экспонатов коллек-
ция тканей и одежд XIV-XIX веков содержит лучшие образцы художествен-
ного ткачества, шитья золотом, серебром и жемчугом византийского,
иранского, турецкого, итальянского, испанского, французского и русско-
го производства. Среди даров русским царям от иностранных государств
Запада и Востока, экспонируемых в музее, - работы польских, немецких,
английских, голландских, французских ювелиров XV-XIX столетий, восточ-
ной работы изделия из хрусталя, яшмы, слоновой кости. Выст влено прид-
ворное облачение различных эпох, светская одежда XVI-XVII веков, пар
дные воинские доспехи, русские дореволюционные ордена и ордена иност-
ранных государств, гобелены, шпалеры. Демонстрируется так называемая
конюшенная казна - парадное конское убранство работы русских и иност-
ранных мастеров, уникальная коллекция экипажей, где каждый - произве-
дение искусства. Оружейная палата - одна из богатейших мировых сокро-
вищниц - продолжает расти и в наше время: коллекция постоянно пополня-
ется редкими изделиями, передаваемыми в музей различными государствен-
ными учреждениями, а также частными лицами.
Грановитая палата
Грановитая палата - одна из немногих сохранившихся частей царского
дворца, построенного в конце XV века Иваном III, его парадный тронный
зал. Это самое древнее из к менных гражданских зданий Москвы. Она
построена в 1487-1491 годах русскими м стерами под руководством италь-
янских архитекторов Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари. Здание палаты
с четким силуэтом простого прямоугольного объема отлич ется необычным
убранством главного фасада. Он облицован четырехгранным белым извест-
няком (отсюда и название), начинающимся от подклетного этажа и закан-
чив ющимся ниже карниза. Сама Палата представляет собой огромный квад-
ратный зал с крестовыми сводами, опирающимися на центральный столб.
Величественный и просторный зал высотой 9 метров освещается 18 окнами,
расположенными с трех сторон, а вечером - 4 круглыми массивными люст-
рами. Они сделаны в XIX веке из бронзы по образцу древних новгородских
паникадил. Площадь пола Грановитой пал ты равна 495 квадратных метров.
Во второй половине XVI века Грановитая палата была украшена стенописью
на церковно-библейские темы. В 1668 году художник Симон Ушаков возоб-
новил стенопись и сделал ее подробную опись. После пожара 1682 года
палату восстановили и великолепно отделали. Окна были растесаны и укр
шены снаружи белокаменными резными наличниками. Кровлю покрыли позоло-
ченными листами и сверху прописали цветным орнаментом. В пожаре 1696
года эта кровля сгорела. Во время нашествия наполеоновских войск пала-
та пострадала от пожара, но вскоре ее восстановили. В 80-х годах XIX
века художники из Палеха братья Белоусовы расписали стены заново - по
описи Симона Ушакова. В Грановитой палате на протяжении столетий отме-
чались многие крупные события в жизни Русского госуд рства, она явля-
лась парадным тронным залом. В ней принимались иностранные послы, тор-
жественно объявляли наследников русского престола, заседали Земские
соборы, на одном из которых более 300 лет назад был решен вопрос о
воссоединении Украины с Россией. Здесь отмечались победы русских
войск. Так, Ив н IV праздновал здесь взятие Казани в 1552 году, а Петр
I отмечал в 1709 году Полтавскую победу, а в 1721 году - заключение
Нишбадтского мира, завершившего Северную войну.
Большой Кpемлевский Двоpец
На высоком Боpовицком холме pасположен Большой Кpемлевский Двоpец.
Его фасад обpащен в стоpону Москвы-pеки и пpотянулся с запада на вос-
ток на 125 метpов. Двоpец постоен в 1838-1849 годах гpуппой pусских
аpхитектоpов - Д.Н.Чичаловым, П.А.Геpасимовым, А.Н.Бакаpевым, Ф.Рихте-
pом и дpугими - под pуководством К.А.Тона. Двоpец был вpеменной pези-
денцией импеpатоpской семьи во вpемя пpебывания ее в Москве. На этом
месте pанее стоял двоpец XVIII века, постpоенный аpхитектоpом В.Раст-
pелли. У паp дного входа в Большой Кpемлевский Двоpец pасположен боль-
шой мpамоpный вестибюль с полиpованными колоннами из сеpдобольского
гpанита. Налево по коpидоpу идет нфилада комнат - так называемая
←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|
|