Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Москвоведение /

Москва: Кремль, Китай-город и т.д.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 

времена Ивана Грозного баш-

ня использовалась как тюрьма. В конце XVII века на Благовещенской баш-

не был надстроен каменный шатер с декор тивной дозорной вышкой. Назва-

ние башни происходит от некогда помещавшейся здесь чудотворной иконы "

Благовещания",  а также связано с церквью "Благовещания", пристроенной

к башне в начале XVIII века.  Тогда же в дозорной вышке устроили коло-

кольню, где поместили семь колоколов, а флюгер заменили крестом. Башня

служила приделом церкви,  древние бойницы были растесаны в большие ок-

на.  В  XVII веке рядом с башней были сооружены Портомойные ворота для

прохода дворцовых прачек к Портомойному плоту на Москве-реке полоскать

порты  - белье.  В 1813 году Портомойные ворота заложили,  но их следы

сохранились до сих пор и хорошо видны с внутренней стороны  Кремля.  В

глубине  башни находилось глубокое подполье.  Высота башни - 30,7 м (с

флюгером - 32,45 м).

ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ

                         Соборная площадь

  Собоpная площадь Кpемля - одна из дpевнейших в Москве. Возникновение

ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благо-

вещенский и Аpхангельский собоpы,  колокольня Ивана Великого, Гpанови-

тая палата и дpугие памятникм pусской аpхитектуpы. В XVIII и XIX веках

площадь несколько pаз покpывали плитами из кpепкого песчаника. В нача-

ле XX века ее освободили от наpосшего культуpного слоя, а в 30-х годах

нашего столетия асфальтиpовали.  В 1955 году асфальт сняли и восстано-

вили пpежнее каменное покpытие.

  Собоpная площадь была главной площадью Кpемля. В стаpину на ней пpо-

исходили цеpемониальные тоpжественные шествия по  случаю  венчания  на

цаpство  цаpей  и  коpонования импеpатоpов.  Они сопpовождались обычно

пышными воинскими эскоpтами.  Пеpед Кpасным кpыльцом Гpановитой палаты

встpечали иностpанных послов. Здесь пpоходили также похоpонные пpоцес-

сии в Аpхангельский собоp - усыпальницу московских  великих  князей  и

цаpей  - и Успенский собоp - место погpебления московских митpополитов

и патpиаpхов.  Неповтоpимый по кpасоте аpхитектуpный ансамбль Собоpной

площади,  живописный и гаpмоничный, создавался тpудом и талантом pусс-

ких мастеpов  Москвы,  Владимиpа,  Пскова,  итальянских  аpхитектоpов.

Постpоенный более 500 лет назад,  этот великолепный ансамбль и сегодня

волнует гpандиозностью своего замысла.

                         Успенский собор

   Успенский собор  стоит  на  месте  построенного  Иваном  Калитой  в

1326-1327 годах первого каменного собора Москвы.  Ему, в свою очередь,

предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная  XII  века  и

каменная  XIII века.  Построил Успенский собор приглашенный Иваном III

итальянский  архитектор  Аристотель  Фиораванти.  Собор   возведен   в

1475-1479  годах  по  образцу  Успенского  собора XII века в старинном

русском городе Владимире.  Это подчеркивало преемственность Москвы  по

отношению к одному из древних центров русской земли. В течение четырех

веков Успенский собор Московского Кремля ост вался главным храмом  Ру-

си,  в нем венчали на царство престолонаследников,  оглаш ли государс-

твенные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патри рхи,

совершали  другие  торжественные церемонии.  Собор служил усыпальницей

московских патриархов и митрополитов.  Их гробницы стоят  вдоль  стен.

Главный  вход  в храм расположен со стороны соборной площади.  Широкая

лестница заверш ется порталом из трех полукруглых арок.  Вход в здание

как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны

фигуры святых. Над ними - изобр жение богоматери с младенцем. Эти мно-

гоцветные  фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII ве-

ка. Внутри центральная часть собора отделена от лтаря пятиярусным ико-

ностасом XVII века высотой около 16 метров,  покрытым в конце XIX века

чеканным позолоченным серебром.  Иконостас выполнен в 1652-1653  годах

живописцами Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году иконы пострадали от

пожара и были обновлены царскими изографами Кириллом Улановым, Георги-

ем Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На протяжении столетий в Успенском

соборе нак пливались  иконы,  созданные  русскими  живописцами.  Самая

древняя икона собора - "Святой Георгий" (перед иконостасом).  Во время

Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполе-

оновскими войсками.  Из части серебра, отбитого потом русскими казака-

ми,  была выкована люстра,  которая висит в центре собора.  Древнейший

памятник прикладного искусства в соборе - его южные двери (привезены в

Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них зо-

лотом  по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.

                       Благовещенский собор

   В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятигла-

вый  с  золотыми  куполами  Благовещенский  собор.  Собор  строился  в

1484-1489  годах  псковскими  мастерами  как домовая крепость великого

московского князя.  Первоначально храм был небольшой и венчался  тремя

главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви

(приделы) над г лереями собора и две ложные  -  таким  образом,  собор

превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана

Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом

собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемо-

ний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода

из дворца князя (позднее царя) и его свиты. Собор построен в традициях

раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, ес-

тественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигран-

ник под центральным барабаном,  оригинальные пояски на главах и  много

других декоративных элементов.  C площади в храм ведут два входа с вы-

сокими крыльцами.  Входят в собор через северное крыльцо и попадают  в

галерею,  стены которой расписаны фресками на библейские темы ("Чудо с

пророком Ионой", "О тебе радуется", "Троица", "Древо Иесеево", "Подви-

ги монастырских затворников" и другие).  В простенках, на склонах сво-

дов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и  писа-

тели:  Аристотель,  Фукидид,  Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то

время на Руси образованные люди были знакомы с их  произведениями.  Из

галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в

центральную часть храма.  Самой большой ценностью собора является ико-

ностас.  Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд назы-

вается "праздничным" - на его иконах изображены различные христианские

праздники.  Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она напи-

сана неизвестным псковским мастером XVI века) - "Благовещание",  "Рож-

дество Христово", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»