←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
времена Ивана Грозного баш-
ня использовалась как тюрьма. В конце XVII века на Благовещенской баш-
не был надстроен каменный шатер с декор тивной дозорной вышкой. Назва-
ние башни происходит от некогда помещавшейся здесь чудотворной иконы "
Благовещания", а также связано с церквью "Благовещания", пристроенной
к башне в начале XVIII века. Тогда же в дозорной вышке устроили коло-
кольню, где поместили семь колоколов, а флюгер заменили крестом. Башня
служила приделом церкви, древние бойницы были растесаны в большие ок-
на. В XVII веке рядом с башней были сооружены Портомойные ворота для
прохода дворцовых прачек к Портомойному плоту на Москве-реке полоскать
порты - белье. В 1813 году Портомойные ворота заложили, но их следы
сохранились до сих пор и хорошо видны с внутренней стороны Кремля. В
глубине башни находилось глубокое подполье. Высота башни - 30,7 м (с
флюгером - 32,45 м).
ЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫЫ
Соборная площадь
Собоpная площадь Кpемля - одна из дpевнейших в Москве. Возникновение
ее относят к началу XIV века. На площади возвышаются Успенский, Благо-
вещенский и Аpхангельский собоpы, колокольня Ивана Великого, Гpанови-
тая палата и дpугие памятникм pусской аpхитектуpы. В XVIII и XIX веках
площадь несколько pаз покpывали плитами из кpепкого песчаника. В нача-
ле XX века ее освободили от наpосшего культуpного слоя, а в 30-х годах
нашего столетия асфальтиpовали. В 1955 году асфальт сняли и восстано-
вили пpежнее каменное покpытие.
Собоpная площадь была главной площадью Кpемля. В стаpину на ней пpо-
исходили цеpемониальные тоpжественные шествия по случаю венчания на
цаpство цаpей и коpонования импеpатоpов. Они сопpовождались обычно
пышными воинскими эскоpтами. Пеpед Кpасным кpыльцом Гpановитой палаты
встpечали иностpанных послов. Здесь пpоходили также похоpонные пpоцес-
сии в Аpхангельский собоp - усыпальницу московских великих князей и
цаpей - и Успенский собоp - место погpебления московских митpополитов
и патpиаpхов. Неповтоpимый по кpасоте аpхитектуpный ансамбль Собоpной
площади, живописный и гаpмоничный, создавался тpудом и талантом pусс-
ких мастеpов Москвы, Владимиpа, Пскова, итальянских аpхитектоpов.
Постpоенный более 500 лет назад, этот великолепный ансамбль и сегодня
волнует гpандиозностью своего замысла.
Успенский собор
Успенский собор стоит на месте построенного Иваном Калитой в
1326-1327 годах первого каменного собора Москвы. Ему, в свою очередь,
предшествовали древнейшие московские церкви - деревянная XII века и
каменная XIII века. Построил Успенский собор приглашенный Иваном III
итальянский архитектор Аристотель Фиораванти. Собор возведен в
1475-1479 годах по образцу Успенского собора XII века в старинном
русском городе Владимире. Это подчеркивало преемственность Москвы по
отношению к одному из древних центров русской земли. В течение четырех
веков Успенский собор Московского Кремля ост вался главным храмом Ру-
си, в нем венчали на царство престолонаследников, оглаш ли государс-
твенные акты, на церковных соборах избирались митрополиты и патри рхи,
совершали другие торжественные церемонии. Собор служил усыпальницей
московских патриархов и митрополитов. Их гробницы стоят вдоль стен.
Главный вход в храм расположен со стороны соборной площади. Широкая
лестница заверш ется порталом из трех полукруглых арок. Вход в здание
как бы охраняют архангел Михаил и ангел-хранитель; выше в арки вписаны
фигуры святых. Над ними - изобр жение богоматери с младенцем. Эти мно-
гоцветные фрески исполнены неизвестными русскими художниками XVII ве-
ка. Внутри центральная часть собора отделена от лтаря пятиярусным ико-
ностасом XVII века высотой около 16 метров, покрытым в конце XIX века
чеканным позолоченным серебром. Иконостас выполнен в 1652-1653 годах
живописцами Троице-Сергиева монастыря. В 1682 году иконы пострадали от
пожара и были обновлены царскими изографами Кириллом Улановым, Георги-
ем Зиновьевым и Тихоном Филатьевым. На протяжении столетий в Успенском
соборе нак пливались иконы, созданные русскими живописцами. Самая
древняя икона собора - "Святой Георгий" (перед иконостасом). Во время
Отечественной войны 1812 года собор был подвергнут опустошению наполе-
оновскими войсками. Из части серебра, отбитого потом русскими казака-
ми, была выкована люстра, которая висит в центре собора. Древнейший
памятник прикладного искусства в соборе - его южные двери (привезены в
Москву из суздальского собора, относятся к началу XV века), на них зо-
лотом по черному лаку написаны 20 изображений на библейские темы.
Благовещенский собор
В юго-западной части Соборной площади расположен изящный девятигла-
вый с золотыми куполами Благовещенский собор. Собор строился в
1484-1489 годах псковскими мастерами как домовая крепость великого
московского князя. Первоначально храм был небольшой и венчался тремя
главами. В 60-х годах XVI века были возведены четыре одноглавые церкви
(приделы) над г лереями собора и две ложные - таким образом, собор
превратился в девятиглавое сооружение. В 70-х годах XVI века для Ивана
Грозного пристроили паперть с высоким белокаменным крыльцом. С дворцом
собор соединялся специальным переходом. Во время торжественных церемо-
ний, проходивших на Соборной площади, храм служил для парадного выхода
из дворца князя (позднее царя) и его свиты. Собор построен в традициях
раннемосковского зодчества. Но так как его строили псковитяне, то, ес-
тественно, здесь присутствуют черты псковской архитектуры: восьмигран-
ник под центральным барабаном, оригинальные пояски на главах и много
других декоративных элементов. C площади в храм ведут два входа с вы-
сокими крыльцами. Входят в собор через северное крыльцо и попадают в
галерею, стены которой расписаны фресками на библейские темы ("Чудо с
пророком Ионой", "О тебе радуется", "Троица", "Древо Иесеево", "Подви-
ги монастырских затворников" и другие). В простенках, на склонах сво-
дов и на пилястрах изображены в полный рост античные философы и писа-
тели: Аристотель, Фукидид, Плутарх, Гомер, Вергилий и другие - в то
время на Руси образованные люди были знакомы с их произведениями. Из
галереи через портал, украшенный белокаменной резьбой, можно попасть в
центральную часть храма. Самой большой ценностью собора является ико-
ностас. Иконы в иконостасе расположены в пять рядов. Третий ряд назы-
вается "праздничным" - на его иконах изображены различные христианские
праздники. Семь икон с левой стороны ряда (кроме четвертой, она напи-
сана неизвестным псковским мастером XVI века) - "Благовещание", "Рож-
дество Христово", "Сретение", "Крещение", "Преображение", "
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13
|
|