Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Москвоведение /

Москва при Екатерине II

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

 

Реферат по москвоведению
на тему : «Москва при Екатерине II»

                                                                   Выполнил  Лобанов А.А.

                                                                   Проверила  Степанова О.В.

Москва  1999 г.


СОДЕРЖАНИЕ

Москва в 18 столетии …………………………………………………………..3

Уличные фонари и рогатки …………………………………………………….3

Модники – Франты ……………………………………………………………..4

Великосветский жаргон ………………………………………………………..5

Тетушка Петровской эпохи …………………………………………………….5

Уличный быт народа ……………………………………………………………6

Кулачные бои ……………………………………………………………………7

Место народных гуляний ……………………………………………………….8

Рысистые бега и святочные катанья …………………………………………...8

Коронация Екатерины II ………………………………………………………..9

Иллюминация города …………………………………………………………...10

Народное Угощение …………………………………………………………….11

Торжество в Троицкой лавре …………………………………………………...12

Празднества в Москве …………………………………………………………...13

Уличный маскарад ………………………………………………………………14

Торжествующая минерва ………………………………………………………..14

Описание маскарада ……………………………………………………………..15

Поезд Екатерины II ………………………………………………………………16

А. Сумароков и М. Херасков …………………………………………………….17

Актеры –студенты ………………………………………………………………..17

Воспитательный дом ……………………………………………………………..18

П.А. Демидов ……………………………………………………………………..18

Чудачества П.А. Демидова ………………………………………………………19

Неизвестный благотворитель ……………………………………………………19

Список литературы  ………………………………………………………………22

МОСКВА при императрице Екатерине II жила еще верная преданиям седой старины. По рассказам современников, в ней можно было найти много такого, до чего еще не коснулась эпоха преобразований Петра Великого. Старина в Москве сохранялась не только в общественном быту, но и во внешнем устройстве города. Москва при Екатерине II представляла несколько сплошных городов и деревень. Сама государыня, когда говорила про Москву, то называла ее «сосредоточием нескольких миров».Имя города Москве давали только каменные стены Кремля, Китая и Белого города. Настоящий же город строился не по плану заморского зодчего, а по прихоти каждого домохозяина; хотя Бантыш-Каменский в биографии князя В. Голицына и говорит, что в угоду этому боярину было построено в Москве до 3000 каменных домов, но вряд ли это было на самом деле. Улицы были неправильные, где чересчур узкие, где не в меру уже широкие, множество переулков, закоулков и тупиков часто преграждались строениями. Дома разделяли иногда целые пустоши, иногда и целые улицы представляли не что иное, как одни плетни или заборы, изредка прерываемые высокими воротами, под двускатной кровлей которых виднелись медные восьмиконечные кресты, да и о жизни на дворах давали знать лаем одни псы в подворотнях.Дома богатых людей ютились на широких дворах в кущах вековых деревьев; здесь царствовало полное загородное приволье: луга, пруды, ключи, огороды, плодовые сады. К богатым барским усадьбам прилегала большая часть густо скученных простых деревенских изб, крытых лубком, тесом и соломой. На улицах существовала почти везде невылазная грязь и стояли болота и лужи, в которых купалась и плескалась пернатая домашняя птица. Большая часть улиц не была в те времена вымощена камнем, а по старому обычаю мощена была фашинником или бревнами. Такие улицы еще существовали в Москве до пожара 1812 года. Грязь с московских улиц шла на удобрение царских садов, и ежегодно это удобрение туда свозилось по несколько сотвозов . Насколько непроходимы были улицы Москвы от грязи, видно из того, что иногда откладывались в Кремль крестные ходы. остить улицы камнем стали в Москве с 1692 года, когда Петр Великий издал указ, по которому повинность мостить камнем московские улицы разложена была на все государство. Сбор дикого камня распределен по всей земле: с дворцовых, архиерейских, монастырских и со всех вотчин служилого сословия, по числу крестьянских дворов, с десяти дворов один камень, мерою в аршин, с другого десятка—в четверть, с третьего—два камня, по полуаршину, наконец с четвертого десятка—мелкого камня, чтобы не было меньше гусиного яйца, мерою квадратный аршин. С гостей и вообще торговых людей эта повинность была разложена по их промыслам. Все же крестьяне, в извозе или так приезжавшие в Москву, должны былив городских воротах представлять по три камня ручных, ночтоб меньше гусиного яйца не было.

На ночь большие улицы запирались рогатками, у которых сторожа были из обывателей, рогатки вечером ставились в десять часов, а утром снимались за час до рассвета. Сторожа при рогатках стояли иные с оружиями, другие же с палкамиили «грановитыми дубинами». При опасностях сторожа били в трещотки. Первые рогатки в Москве учреждены были при Иоанне III, в 1504 году; у них стояли караулы и никого не пропускали без фонарей; за пожарами наблюдала полиция с башенок, называемых тогда «лантернами»; последние устраивались над съезжими дворами. Первые фонари в Москве были зажжены осенью 1730 года, во время пребывания двора в Москве; поставлены они были на столбах, один от другого на несколько сажен; фонари были в первое время слюдяные. Некоторым обывателям, у которых окна выходили на улицу, позволялось ставить на окнах свечи; как последние, так и фонари горели только до полуночи. В 1766 году всех фонарей настолбах было 600; в 1782 году фонарей было уже'3500 штук,а в 1800 году фонарей в Москве стояло до 6559 шт. Каждый фонарь в первое время по постановке обошелся казне по одному рублю. На больших улицах расставлены фонари были через 40 сажен; по переулкам, от кривизны их, против этого вдвое.

В екатерининское время московское высшее общество было далеко не на высокой ступени умственного и нравственного развития—под золотыми расшитыми кафтанами таились старинные грубые нравы.

Такие противоречия заставили литераторов того времени выступить с обличительным протестом против нравов высшегообщества, где на первом плане была только одна мода. По требованиям моды, роскошь в костюмах доходила до крайностей:бархат, кружева и блонды, серебряные и золотые украшения считались необходимыми принадлежностями туалета. Кафтаны носились с золотым шитьем и с золотым галуном, и не носить такого кафтана для светского человека значило быть осмеянным. Щеголь должен был иметь таких дорогих кафтанов по нескольку и как можно чаще переменять, шубы были бархатные,с золотыми кистями; на кафтанах тоже подле петель привеши вались иногда кисти, а на шпаге ленточка; манжеты носились тонкие кружевные, чулки носили шелковые со стрелками, башмаки с красными или розовыми каблуками и большими пряжками; имели при себе лорнет, карманные часы, по нескольку золотых,иногда осыпанных бриллиантами табакерок с миниатюрными портретами красавиц или с изображением сердца, пронзенного стрелой, и другие драгоценные безделки; на пальцах множество колец, а в руках трость.

Но особенное внимание щеголей было обращено на головную уборку: завивание волос, пудру и парики. Убрать голову согласно с требованиями светских приличий, как для мужчин, так и для женщин, было хлопотливое и нелегкое искусство. Волосы были завиваемы буклей в двадцать и более, щеголи просиживали за таким занятием часа по три и по четыре. Кудри завивали на подобие «заливных труб и винных бочонков», как острил журнал «Пустомеля».

Вот как, по свидетельству сатирических листков, проводил свое время модный молодой человек, носивший в екатерининское время названия: щеголя, вертопраха

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»