ПРОМЫШЛЕННОСТЬ И ТОРГОВЛЯ. БЫТ И ОБЛИК МОСКВЫ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ 19 ВЕКА.
1)Крупная промышленность Москвы полностью перешла от использования ручного труда к машинному производству, от мануфактуры к фабрике. К 1880 году из предприятий, которые существовали до крестьянской реформы 1861 года, сохранилась лишь пятая часть. Остальные, не приспособившись к новым условиям капиталистического развития, прекратили своё существование. Наибольший удельный вес в промышленности города по-прежнему имело текстильное производство; на второе место выходила быстро развивающаяся металлообрабатывающая промышленность. Из других отраслей важными были пищевая, химическая, деревообделочная и бумажная. Владельцами московских предприятий были как русские промышленники - Прохоровы, Морозовы, Рябушинские и другие, так и иностранцы - Лист, Гужон и другие. После реформ 60-70-х годов 19 века заметно выросли размеры предприятий, где работали тысячи, а иногда и десятки тысяч рабочих. Такими были бумагопрядильная фабрика измайловской мануфактура, Прохоровская Трёхгорная мануфактура.
К концу века из Москвы уходили восемь шоссейных дорог. Десять железных дорог превратили Москву в крупнейший узел железнодорожных перевозок, что существенно облегчало развитие торговли. В Москве можно было приобрести товары заграничные и отечественные. В модных магазинах Петровки, Кузнецкого моста и Столешникова переулка продавались изделия из Москвы и Петербурга, Парижа и Берлина. Оживлённая торговля шла на базарных площадях - Сухаревской, Смоленской и других. Здесь можно было в основном приобрести подержанные вещи.
2)Большие перемены произвела железная дорога: из Москвы в Петербург теперь можно было добраться меньше, чем за сутки. При освещении улиц вместо конапляного масла стали использовать керосин. Керосиновые лампы входили и в домашний быт, вытесняя привычные свечи. В 60-х годах на улицах можно было встретить почтовые ящики для корреспонденции. Сами улицы стали гораздо оживлённее, появились первые пятиэтажные дома, строившиеся специально для сдачи квартир в наём - так называемые доходные дома. С этим периодом в Москве связано строительство Политехнического и Исторического музеев, городской думы и верхних торговых рядов (ГУМ).
В 1876 году на Тверской улице началось усовершенствование мостовой - замена булыжников асфальтовым покрытием, но работы из-за недостатка средств шли медленно. Некоторые деревянные мосты начали заменять железными: Дорогомиловский, Москворецкий, Крымский и другие.
Постепенно улучшалось и освещение улиц. В 1883 году площадь возле храма Христа Спасителя, а затем и Красная площадь стали освещаться электрическими фонарями (но горели они тускло, так как сила света фонаря была менее 9 свечей). В 1896 году в Москве построили большую электростанцию, и электричество стало входить в квартиры. В некоторых домах были проведены водопровод, канализация, телефон. На смену основному виду городского транспорта - линейке (экипаж с сидениями по обе стороны разделявшей его скамьи) приходит конная железная дорога, а затем и трамвай. Первая трамвайная линия была проложена в 1899 году.
|
|