МОСКОВСКАЯ КУЛЬТУРА 14-15 ВЕКОВ. План: 1.Письменность, образование, наука.
2.Литература, живопись, геральдика.
1)Одним из ярких проявлений культурных традиций в Москве было развитие письменности и образованности. Даже простые горожане владели элементарной грамотностью, а с именем купца Василия Ермолина связано составление одной из летописей (до него летописи писали только монахи). Достаточно образованными были канцелярские служащие-дьяки, а посольские дьяки обязаны были знать европейские и восточные языки. Появилась в Москве и бумага. Ранний памятник московской письменности Сийское Евангелие (1339 год) говорит о том, что складывалась особая московская школа письма.
Москвичи не были чужды наукам. При строительстве храмов и домов нужно было делать довольно сложные рассчёты, применять рычаги. Элементарные знания прикладной физики и химии нужны были в литейном деле, в других ремёслах. Большой интерес вызывали астрономические явления: кометы, затмения Солнца и Луны тщательно записывались летописцами. Сложные вычислительные таблицы составлялись для установления дат церковных праздников.
Исторические знания образованные люди получали в первую очередь из русских летописей. В Москве были составлены крупные памятники летописания, такие как Свод митрополита Киприана (1408 год), Свод митрополита Фотия (1418 год).
В обобщающем памятнике летописания 15 века-Московском летописном своде 1480 года подведены итоги собирания Руси вокруг Москвы и создания единого русского государства. Интерес к истории других стран проявился в создании хронографа, в котором впервые история Руси рассматривалась как часть всемирной истории.
2)В московской литературе наиболее распространённым был жанр житий (биографии духовных и светских лиц, признанных христианской церковью святыми), но в московские летописи включались также повести, рассказывающие о крупнейших событиях, подвигах и героях:"Повесть о тохтамышевом разорении", "Хождение Пимена в Царьград", "Задонщина" и другие. В литературе и общественной мысли Москвы того времени встречаются элементы европейского возрождения, то есть возвращения к истокам античного искусства. Эти элементы нашли отражение и в архитектуре, прежде всего при строительстве новых зданий соборов московского Кремля.
Развитие живописи связано с творчеством величайшего иконописца древней Руси Андрея Рублёва. Будучи монахом, он учавствовал в росписи Благовещенского собора московского Кремля, создал прекраснейшую рукопись с миниатюрами "Евангелие Хитрого", большую часть росписи Спасо-Андроньева монастыря. Одной единственной иконы "Троица" было бы достаточно для того, чтобы его имя стало бессмертным.
В 14 веке на Руси появилась геральдика-оыормление княжеских, земельных и городских гербов. На гербе Москвы изображён скачущий всадник, поражающий копьём дракона. Всадник на коне появился на княжеских печатях ещё во времена Александра Невского. Это было изображение самого великого князя, но в руке у него был меч, а не копьё. После небольшого перерыва это изображение снова появилось и окончательно утвердилось на эмблеме при Дмитрии Донском. Георгием победоносцем назвали московского всадника в первой половине 18 века.
|
|