РАЗВИТИЕ МОСКВЫ В 16 ВЕКЕ.
План: 1. Китай-город.
2. Попытка планировки московских улиц.
1)К 16 веку на территории пасада почти не осталось дворов ремесленников. На смену им пришли дворы бояр и богатых купцов -"гостей". Однако этот район Москвы не был укреплён. В случае опасности его жители должны были, бросив дворы, спасаться в Кремле. В 1534 году по восточной границе пасада был прорыт глубокий ров и насыпан вал, а в 1535 году началось строительство кирпичных стен и башен, получивших тогда-же название "Китай-город". Происхождение названия крепости, а вслед за ней и всего района связывают со словом "киты", что означает плетень из жердей, засыпанных землёй. Такой плетень для прочности лежал в основании стен Китай-города.
Постройкой новой линии укреплений руководил итальянский зодчий Петрок Малый. В 1538 году новая стена была завершена. Её протяжённость составила 2,6 километров, толщина около 6 метров, а высота свыше 6 метров. Начинаясь у Беклемишевской (москворецкой) башни Кремля, стена Китай-города шла вдоль Москвы-реки, далее вверх по современным Китайскому проезду, Старой и Новой площадям, от Лубянской площади поворачивала вниз к Театральной площади и Площади Революции до угловой арсенальной башни Кремля.
Новая крепость имела 14 башен, из них 6 - воротных. Наиболее известны Водяные ворота (вели к Москве-реке), Варварские ворота (на пересечении с улицей Варваркой), Ильинские ворота (на пересечении с улицей Ильинкой) и самые главныеНеглименские или Воскресенские ворота, которые вели на Красную площадь.
Некоторые мостовые были бревенчатыми, на углах улиц стояли бочки с водой для
тушения пожаров. В Китай-городе можно было встретить купцов из разных стран. 2)Была предпринята попытка планировки московских улиц и определения их шири-
ны - 12 саженей (25 метров) для улиц и 3 сажени (6,4 метра) для переулков. Между домами протаптывали дорожки - проулки, таким образом появлялись переулки. Они почти никогда не были прямыми, о чём говорят названия этих переулков, сохранившиеся до наших дней - кривоарбатский, кривоколенный и другие. Есть версия, что кривизна переулков была одной из противопожарных мер.
Первое типовое домостроение в Москве относится к 16 веку. У нынешней Трубной площади продавали однотипные деревянные срубы. Тогда-же и появился первый деревянный мост через Москву-реку (до этого пользовались бродами). Он был "живой", то есть плавающий: брёвна его лежали в воде, недалеко от нынешнего Москворецкого моста. Брёвна связывали в плоты толстыми лыковыми канатами и покрывали брусьями. Когда надо было пропустить по реке корабль, часть плотов отвязывали и отвозили в сторону. Вероятно это была одна из первых московских достопримечательностей, вокруг которой толпились зеваки.
|
|