МОСКОВСКАЯ КУЛЬТУРА В 16 ВЕКЕ
План: 1. Просвещение, печатное дело.
2. Литература, живопись.
3. Архитектура.
1)Распространение грамотности и просвещения вызвало к жизни специальные руководства по грамматике (азбуковники) и арифметике. Образованные люди хорошо знали не только русский язык, но и многие иностранные языки. Известны случаи направления молодых людей для обучения в Константинопль и другие культурные центры того времени.
Писали на привозной и очень дорогой бумаге. Книги по-прежнему переписывали вручную, стоили они дорого, их ценили и берегли. Широкую известность приобрела библиотека Ивана Грозного, который направлял за книгами даже в другие страны.
Иван IV решил приступить к постановке печатного дела. В Москве тогда была
типография, выпустившая семь так называемых анонимных книг, то есть книг без указания типографии и автора. Возможно, основателем анонимной типографии был Сельвестр - один из руководителей Избранной Рады, а Иван Фёдоров и его соратник Пётр Мстиславец работали в ней. Строительство государственной типографии началось в 1553 году на нынешней Никольской улице, а 19 апреля 1563 года типография открылась. Первой книгой, которую набрали и напечатали в этой типографии, был "Опостл". Всего за вторую половину 16 века было напечатано 20 книг.
2)Иван Грозный был заказчиком Лицевого летописного свода - своеобразной энциклопедии мировой и отечественной истории. До нас дошло 10 томов энциклопедии. Из кружка митрополита Макария вышла Степенная книга. Она представляла собой не изложение событий по годам, а целостное историческое повествование с особым подходом к фактическому материалу, который размещался по княжениям предков Ивана IV. Крупнейшее литературное произведение 16 века "Великие Четьи-Минеи" - это 12 томов для чтения по месяцам, содержащие в основном жития русских святых.
В живописи 16 века было две тенденции. Во-первых это проникновение светских, исторических мотивов во фрески, стенные росписи. Об этом можно судить по сохранившейся стенописи Архангельского собора. Во-вторых в живописи всё больше наблюдается стремление и изяществу, миниатюрности и тщательности отделки изображения.
3)В каменное строительство привносились традиции русского деревянного зодчества, на основе традиций деревянных шатровых сооружений появляются каменные церкви в виде башен. Наиболее ранний образец - шатровая церковь Вознесения в Коломенском, поставленная в 1532 году. Позднее в подмосковном селе Дьякове была построена церковь Иоанна Предтече. Самый живописный храм того времени - собор Покрова на Рву, позднее получивший название храма Василия Блаженного. Собор состоит из девяти башен - церквей с восьмигранным столпом посередине. Столп увенчан шатром, вокруг которого идёт галерея, соединяющая все церкви. Построенный в честь взятия Казани, храм Василия Блаженного стал своеобразным символом Москвы и России.
|
|