Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Москвоведение /

Экскуpсия по Бульваpному кольцу

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

 

                                     БУЛЬВАРНОЕ КОЛЬЦО.

     Сегодня наша экскурсия будет проходить по бульварному кольцу. Я расскажу вам об истории этих улиц во время автобусного путешествия , а в наиболее интересных местах мы сделаем несколько остоновок.

     Итак, пока мы двигаемся по направлению к нашему первому пункту назначения немного истории...

                                К середине 16в. ,в царствование Ивана Грозного ,город разрастается за пределы Кремля и примыкающего к нему Китай-города и для защиты Большого Посада, как именовались новые части города, от набегов неприятеля по линии современного Бульварного кольца насыпают земляной вал , однако для отражения многочисленных полчищ он был плохо приспособлен, поэтому в 1586г. сын Ивана Грозного царь Федор “повеле на Москве делати град Каменный”,  дав ему имя “Царев Белый Каменный город”. Новая стена воздвигалась на кромке уже существовавшего земляного вала, т. е. тоже проходила по линии нынешнего Бульварного кольца. Руководил строительством крупнейший  зодчий той эпохи - Федор Савельевич Конь. К нашему огорчению, от стены Белого города давным-давно ничего не осталось: она была полностью срыта двумя столетиями спустя. Белый город включал в себя 27 могучих, увенчаных шатрами башен; 10 из них были проездными, т. е. имели ворота, 17 - глухими. Нижние части стены были сложены из белого камня, верх - из кирпича. Поверху шли двурогие зубцы с бойницами.

     Высота стены составляла около 10 метров, башен - 13-20метров. Внушительной была и толщина стен - 4,5-6метров. Полностью строительство было завершено к 1593г. А в середине 18в. стена Белого города уже потеряла свое фортификационное значение. С  1760-х годов камни и кирпичи Белого города с разрешения властей шли на постройку казенных зданий.

       Частые пожары, беспорядочная застройка, неустроенность многих сторон городской жизни потребовали создания особого учереждения, которое бы внесло в развитие Масквы плановое начало. С этой целью в июне 1774г. был создан Каменный приказ. Ему предписывалось “место под тем бывшим городом разровнять и ко украшению города обсадить деревьями,а излишний щебень и землю употребить в пользу обывателей”. И уже в апреле 1775г. московский Каменный приказ представил на утверждение в Петербург генеральный план Москв. На месте разбираемой стены Белого города показаны аллеи в два ряда деревьев, прерываемые площадями на месте проездных башен. План этот был утвержден императрицей. Однако московское начальство не спешило с его осуществлением. Только в 1796г., уже при Павле 1, появился первый московский бульвар - Тверской. Вместе с ним привилось на русской почве и само слово -” бульвар”. Заимствовано оно было из французского языка, а во французский пришло из немецкого и означает “крепостная стена”. Обычай устраивать на месте упраздняемых крепостных стен аллеи, окаймленные газонами, деревьями и кустами, давно уже был известен во Франции.

     После устройства Тверского бульвара стали постепенно освобождать от строений, выравнивать, обсаживать деревьями и некоторые другие отрезки бывшего Белого города, однако, по-настоящему Бульварное кольцо сложилось уже после пожара 1812г., и в 1820-е годы устройство всех 11 бульваров было завершено.

     Формально бульварами ведало правление 4-го округа путей сообщения, в который входила Москва с губернией. В 1862г. генерал-губернатор Москвы приказал произвести внезапный осмотр бульваров и “открыл большие беспорядки: деревьев недосчитывалось тысячами, барьер был поломан, газон измят, дорожки неудобны для ходьбы, на бульварах гуляли домашние животные окрестных владельцев, а зимой некоторые из последних сваливали сорный снег с мостовых”. Об этом доложили царю, который повелел срочно исправить положение. В 1880-х годах Бульварное кольцо оглашается звяканием конно-железной дороги. В 1911г. ее сменяет трамвай маршрута А, почти час требовался ему тогда, чтобы объехать  бульвары. С начала нашего века на московских бульварах стали проходить революционные митинги и демонстрации. В 1905г. над бульварами пролетают пули карателей, свист казачьих нагаек перекрывается грозным хором возмущенной толпы, двенадцать лет спустя бульвары - плацдарм ожесточенных сражений между революционными отрядами и белогвардейцами. В 30-х годах у некоторых “ворот” возникают буровые вышки Метростроя, а вскоре кольцо пересекается подземными линиями самого скоростного транспорта столицы. В 41г. - нападение фашисткой Германии. Против коварного врага ощетиниваются и еще недавно мирные московские бульвары: здесь проходят занятия подразделения Всеобуча, устанавливаются зенитки, базируются аэростаты воздушного заграждения. В декабре 1941г. враг отбит на подступах к Москве, однако отдельные прорвавшиеся к городу самолеты наносят урон и Бульварному кольцу: сожжен рынок на Арбатской площади, разбито фугасными бомбами несколько жилых домов, изувечен памятник Тимирязеву, огромная воронка зияет около здания “Известий”. Но едва только заканчивается война , как оживают, преображаются, московские бульвары. В 1945-1947гг. здесь высажено 4 тысячи деревьев и свыше 130 тысяч кустарников. К празднованию 800-летия столицы (1947г.) старую сетчатую ограду заменяют узорчатым чугунным барьером - для каждого бульвара свой орнамент. Входы оформляют монументальными светильниками и вазонами, примитивные садовые скамейки заменяют удобными деревянными диванами. Кольцо бульваров дополняет нарядный сквер на Пушкинской площади с памятником и фонтаном. Воздвигаются новые памятники великим москвичам - Гоголю, Грибоедову.                

      Ну, вот мы и подехали к месту начала нашей экскурсии. Сейчас мы находимся на Гоголевском бульваре. Слева от вас расположена Кропоткинская площадь. Некогда здесь стояли ворота Белого города. Назывались они Чертольскими по протекавшему здесь ручью Черторыю, а с 1658г. - Пречистенскими по улице Пречистенке, которая вела к иконе Пречистой божьей матери, установленной в Новодевичьем монастыре. В1924г. улица и площадь названы Кропоткинскими в память известного революционера и ученого-географа Петра Алексеевича Кропоткина (1842-1921гг.) Начинающийся здесь бульвар тоже до 1924г. назывался Пречистенским - по воротам. Затем он был переименован в Гоголевский - по памятнику Гоголю, стоявшему в другом его конце. 

       Гоголевский бульвар устроен вскоре после 1812г. Весьма своеобразен его трехступенчатый рельеф: внутренний проезд расположен на верхней ступени, самый бульвар - на средней, внешний проезд - на нижней. Это напоминает о том, что проходившая здесь стена Белого города была построена на крутом берегу Черторыя. Ручей, в 1870-х годах заключенный в подземную трубу, омывал наружный склон вала, протекая там, где сейчас от Арбатской до Кропоткинской площади ходит тролейбус. Здесь можно было часто видеть худощавую фигуру любившего прогуливаться в этом месте Гоголя. Бывали здесь и Герцен и Тургенев, и многие другие русские люди.

     В сентябре 1903г. по бульвару прошла трехтысячная толпа забастовавших печатников, напровлявшихся к Манежу. В сентябре 1905г., в дни охвативших Москву политических забастовок, тут проводились митинги. Однако в декабре 1905г., во время восстания, район находился под контролем царских войск. События октября 1917г. бульвара почти не коснулись. После окончания Великой Отечественной войны Гоголевский бульвар был реконструирован и благоустроен.

     Гоглевский бульвар заканчивается и мы попадаем на Арбатскую площадь. Эта, одна из старейших площадей Москвы, которую еще не так давно называли Арбатскими воротами, образовалась там, где дороги в Смоленск и Новгород пересекались со стеной Белого города. Окружающая местность была застроена уже в 14-15веках и именовалась Арбатом, что по-арабски означает предместье. Будучи важным перекрестком дорог на подступах

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»