Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Таможенное право /

Правоохранительная деятельность таможенных органов

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 

Специфика оперативно-розыскной деятельности тамо­женных органов состоит в том, что она осуществляется для выявления лиц, подготавливающих, совершающих такие преступления, производство дознания по которым отнесено к компетенции таможенных органов, а также по запросам международных таможенных организаций, та­моженных и иных компетентных органов иностранных государств в соответствии с международными договорами РФ по таможенным вопросам.

Самостоятельным направлением оперативно-розыскной деятельности таможенных органов является обеспечение их собственной безопасности.

Таможенный кодекс не раскрывает содержания опера­тивно-розыскной деятельности. Она проводится в пол­ном соответствии с Законом от 12 августа 1995 г.

Статья 6 Закона детализирует полномочия органов осуществляющих оперативно-розыскную деятельность. Им предоставляется право: применять опрос граждан; наво­дить справки; сбирать образцы для сравнительного ис­следования; исследовать предметы и документы; прово­дить наблюдения; производить отождествление личнос­ти; обследовать помещения, сооружения, участки мест­ности и транспортные средства; контролировать постав­ки. Кроме того, им предоставлено право контролировать почтовые отправления, телеграфные и иные сообщения, а также прослушивать телефонные переговоры.

Организация и тактика проведения оперативно-розыск­ных мероприятий составляют государственную тайну.

В ходе проведения таких мероприятий могут исполь­зоваться информационные системы, видео- и аудиозапись, кино- и фотосъемка. В практике таможенных органов применяются и такие технические средства для обнару­жения тайников с предметами контрабанды, как рентге­новские аппараты и приборы для обнаружения металлов.

Основания проведения оперативно-розыскных меро­приятий для таможенных органов — те же, что и для ос­тальных правоохранительных органов. Определены они в Законе "Об оперативно-розыскной деятельности в Рос­сийской Федерации" от 12 августа 1995 г.

Такие меры применяются не только после возбужде­ния уголовного дела, но и при получении сведений о под­готавливаемом преступлении. Сведения могут быть полу­чены, например, по результатам таможенного контроля. Располагая ими, таможенные органы могут проводить оперативную проверку.

Основанием для проведения оперативно-розыскных мероприятий являются также поручение следователя, ука­зание прокурора, запросы международных правоохранительных организаций и правоохранительных органов ино­странных государств в соответствии с договорами о пра­вовой помощи.

В ранее действовавшем Законе "Об оперативно-розыск­ной деятельности" от 13 марта 1992 г. такие мероприятия не предусматривались. Контролируемые поставки харак­терны для таможенной сферы. Поэтому они предусмот­рены таможенным законодательством.

Глава 37 Таможенного кодекса предусматривает поря­док проведения контролируемых поставок, прежде всего наркотических средств и психотропных веществ. Вызва­но это возросшей опасностью распространения наркоти­ков в Российской Федерации. Государственная граница используется наркобизнесом для ввоза наркотиков в страну или транзита через ее территорию. Контролируемые по­ставки выполняют роль барьера к его распространению.

Ст. 227 Таможенного кодекса определяет цель исполь­зования такого метода — пресечение международного не­законного оборота наркотических средств и психотроп­ных веществ и выявление лиц, участвующих в таком обо­роте. В каждом случае таможенные органы РФ действуют в соответствии с договоренностью с таможенными и дру­гими компетентными органами иностранных государств или на основе международных договоров.

Суть контролируемой поставки состоит в том, что под контролем таможенных органов допускается ввоз в стра­ну и вывоз из нее или транзит наркотических средств и пси­хотропных веществ, включенных в незаконный оборот.

Решение об использовании метода контролируемой поставки принимается Государственным таможенным комитетом РФ. Если страной назначения является ино­странное государство, уголовное дело в Российской Фе­дерации не возбуждается, а о принятом решении немедленно уведомляется прокуратура. Указанный метод может использоваться и в других определенных законом случаях.

С принятием нового Закона об оперативно-розыскной деятельности контролируемые поставки отнесены к ней В соответствии с Законом контролируемая поставка пред­метов, веществ и продукции, свободная реализация кото­рых запрещена либо оборот которых ограничен, прово­дится на основании постановления, утвержденного руко­водителем органа, осуществляющего оперативно-розыск­ную деятельность.

 

1.5. Проведение оперативно-розыскных действий

 связано с ограничением прав граждан

Обеспечение законности проведения оперативно-ро­зыскных мероприятий предусмотрено ст. 9 Закона "Об оперативно-розыскной деятельности вРФ".

При проведении оперативно-розыскных действий, свя­занных с ограничением конституционных прав граждан на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных сообщений, а также с нарушением консти­туционного права на неприкосновенность жилища, тамо­женный орган, как и любой другой правоохранительный орган, проводящий оперативно-розыскные действия, обя­зан представить материалы судье, который рассматривает их единолично и принимает решение о возможности их проведения либо отказывает в этом. Для решения вопро­са судья может потребовать предоставить дополнитель­ный материал.

Постановление Пленума Верховного Суда РФ "О не­которых вопросах, связанных с применением ст. 23 и 25 Конституции РФ" от 24 декабря 1995 г. рекомендует судам принимать такие материалы к рассмотрению неза­медлительно. Суды не могут отказать в их рассмотрении.

Закон также определяет характер информации, распо­лагая которой допустимо проводить оперативно-розыск­ных мероприятия, ограничивающие конституционные пра­ва граждан. Подобная информация включает сведения о том, что имеются признаки подготавливаемого, соверша­емого или совершенного противоправного деяния, по которому производство предварительного следствия обя­зательно, либо о лицах, участвующих в нем. Проведение указанных оперативно-розыскных мероприятий допусти­мо, если имеются сведения о событиях или действиях, создающих угрозу государственной, военной, экономичес­кой или экологической безопасности Российской Феде­рации.

Как отмечалось выше, проведение оперативно-розыск­ных мероприятий, ограничивающих конституционные права граждан, возможно только на основании судебного решения. Но из этого правила имеется исключение.

В случаях, которые не терпят отлагательства и могут привести к совершению тяжкого преступления (контра­банда, например, относится к тяжким преступлениям), а также если имеются данные об угрозе безопасности стра­ны, допустимо проведение оперативно-розыскных меро­приятий по постановлению руководителя органа, осущест­вляющего такую деятельность, в течение 24 часов с обяза­тельным последующим уведомлением суда (судьи). В те­чение 48 часов с начала проведения оперативно-розыскного мероприятия должно быть получено судебное решение.  

Данные, полученные в результате оперативно-розыск­ных действий, сами по себе доказательственного значе­ния не имеют. Но они могут быть использованы для подготовки и осуществления следственных действий. Резуль­таты оперативно-розыскной деятельности могут служить поводом и основанием для возбуждения уголовного дела представляться в орган дознания, следователю или в cyд.  Для того чтобы их можно было использовать в качеств доказательств, они должны быть проверены и оформлены в соответствии с требованиями уголовно-процессуального законодательства, то есть как протоколы допросов свидетелей, протоколы осмотра и т. 1д.

III.   ПРОИЗВОДСТВО

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»