←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
кодекс ввел его в систему процессуальных действий при производстве и рассмотрении по делам о нарушении таможенных правил.
При осуществлении таможенной деятельности возможны различные виды осмотра. В случае составления протокола о нарушении таможенных правил, при изъятии товаров, документов и иных предметов осмотр не является самостоятельным процессуальным действием.
Самостоятельным процессуальным действием осмотр может быть в двух случаях:
— при проведении таможенного контроля, производстве таможенного оформления либо в результате ранее проведенные процессуальных действий, когда у должностного лица таможенного органа могут оказаться предметы, документы, которые требуется осмотреть.
— при согласии владельца товаров, документов и других предметов на их осмотр.
Осмотр проводится в целях обнаружения следов правонарушения и вещественных доказательств, выяснения обстоятельств, имеющих значение для дела о нарушении таможенных правил.
Объектом осмотра могут быть местность, помещение, товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы.
Осмотр проводится в присутствии понятых; в его проведении, кроме лица, привлекаемого к ответственности, могут участвовать свидетели и специалист. Результаты осмотра фиксируются в протоколе.
По делам об административных правонарушениях проведение опоздания не предусмотрено. Таможенным законодательством это процессуальное действие воспринято из уголовного процесса с тем лишь отличием, что следователь может предъявить для опознания лицо или предмет. При производстве и рассмотрении дел о нарушении таможенных правил предметом опознания могут быть товары, транспортные средства, документы на них и иные предметы. Физические лица предъявлению на опознание не подлежат.
Таможенный кодекс устанавливает круг лиц, которые могут быть опознающими. К ним относятся:
- привлекаемые к ответственности физические и должностные лица, а также руководители, заместители руководителя предприятия, учреждения или организации;
- граждане-предприниматели, занимающиеся предпринимательской деятельностью без образования юридического лица;
- свидетели;
Общее требование проведения опознания – предварительный опрос опознающего об обстоятельствах, при которых он наблюдал предметы, которые ему предстоит опознавать, и их признаках.
При проведении опознания присутствуют понятые. Предметы предъявляются в группе однородных предметов. Результаты опознания фиксируются в протоколе.
Получение необходимой информации от государственных органов и лиц является самостоятельным процессуальным действием. Информация, полученная по письменному запросу, может составлять служебную и государственную тайну. В законе установлен прямой запрет неразглашения полученной информации. Она может быть использована только для разрешения дела о нарушении таможенных правил. Более того, должностные лица таможенного органа обязаны обеспечить неразглашение таких сведений. Им запрещается использовать такую информацию в личных целях, передавать ее третьим лицам, а также иным государственным органам, за исключением случаев, прямо предусмотренных законом. Таможенное законодательство требует полной конфиденциальности информации, могущей нанести ущерб правам и интересам лица, предоставившего ее.
Статья 303 Таможенного кодекса содержит норму о недопустимости оглашения материалов по делу о нарушении таможенных правил. Фактические данные, содержащиеся в деле, а также данные о лицах, привлекаемых к ответственности, могут быть оглашены до рассмотрения дела только с разрешения руководства таможенных органов.
Указанные меры применяются лишь в тех случаях, когда исчерпаны другие возможности для установления фактов и обстоятельств, имеющих существенное значение для дела.
Ревизии, проверки финансово-хозяйственной деятельности и инвентаризация товаров и транспортных средств проводятся на основании постановления начальника таможни либо вышестоящего таможенного органа. Состав ревизоров и специалистов должен быть утвержден таможенным органом, назначившим их проведение.
Результаты сообщаются проверяемому лицу не позднее пятидневного срока после завершения работы.
Порядок проведения ревизий, проверок, инвентаризаций и оформления их результатов определяется законодательством РФ.
2.8. Порядок назначения экспертизы.
При необходимости проведения экспертизы должностное лицо, в производстве которого находится дело, выносит постановление, в котором указываются основания для назначения экспертизы, кому поручено ее проведение (таможенная лаборатория или иное учреждение), вопросы, поставленные перед экспертом, и материалы, предоставленные в распоряжение эксперта.
Для проведения экспертизы может возникнуть необходимость предоставить в распоряжение эксперта образцы подписи, почерка, пробы и образцы товаров и иных предметов. Взятие проб и образцов производится, как правило, у лиц, привлеченных к ответственности, но закон не устанавливает ограничения круга таких лиц.
В отличие от обвиняемых, привлекаемых за совершение уголовных преступлений, лица, совершившие нарушение таможенных правил, не знакомятся с постановлением о назначении экспертизы и с вопросами, поставленными перед экспертом.
Такая возможность у них появляется после окончания производства по делу. При рассмотрении дела с постановлением о назначении экспертизы и с ее заключением может знакомиться также и адвокат.
Лицо, привлеченное к ответственности за нарушение таможенных правил, вправе ходатайствовать о назначении дополнительной либо повторной экспертизы. Ходатайство рассматривает должностное лицо, в производстве или на рассмотрении которого находится дело.
Ходатайство может содержать просьбу о назначении эксперта из указанных им лиц, присутствовать при проведении экспертизы, давать объяснения эксперту.
Лицо, привлеченное к ответственности, вправе заявить отвод эксперту; оно вправе также ставить дополнительные вопросы для получения по ним заключения эксперта.
При отказе в удовлетворении ходатайства выносится мотивированное постановление либо мотивы отказа излагаются в постановлении о наложении взыскания.
2.9. Требования предъявляются к составлению протоколов процессуальных действий таможенных органов.
Требования, предъявляемые к составлению протокола, определены ст. 349 ТК. Обязательно должны быть указаны сведения о каждом лице, участвовавшем в проведении процессуального действия, а в необходимых случаях — его адрес, гражданство, сведения о том, владеет ли он русским языком.
В протоколе должны раскрываться содержание процессуального действия и последовательность его проведения, выявленные при этом существенные для дела факты и обстоятельства. Если применялись технические средства, соответствующая запись должна быть сделана в протоколе. К протоколу прилагаются фотоснимки и негативы, киноленты, видеозаписи и фонограммы, схемы, планы, чертежи, выполненные при производстве действия.
Протокол прочитывается всем лицам, участвовавшим в проведении действия или присутствовавшим при этом. Им должно быть разъяснено право делать замечания с последующим внесением их в протокол. Замечания могут быть приобщены к протоколу.
Протокол подписывается должностным лицом и всеми лицами, участвовавшими или присутствовавшими при проведении процессуального действия.
В определенных законом случаях копия протокола вручается под расписку. Это происходит при доставлении лица в таможенный орган; административном задержании; проведении изъятия товаров, транспортных средств, документов; наложении ареста на имущество; проведении таможенного
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
|
|