Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Административно-территориальное устройство

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КЕМЕРОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Кафедра истории и теории государства и права

 

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

на тему:

"Административно-территориальное устройство"

Выполнил: студент гр. Ю-991

Лякин В.Е.

Проверила:

Рыбакова Т.В.

Кемерово 2000


Содержание:

I.               Введение ………………………………………………………..  3 стр.

II.            Формы административно-территориального устройства….... 5 стр.

§1. Унитарная форма………………………………………...  7 стр.

§2. Федеративная форма…………………………………….  10 стр.

§3. Смешанные и переходные формы……………………...  16 стр.

III.         Форма государственного устройства Российской Федерации 23 стр.

IV.        Заключение……………………………………………………...  25 стр.

V.           Библиография…………………………………………………... 26 стр.

1. Список литературы…………………….…………………. 26 стр.

2. Список источников…………………….…………………. 26 стр.


I. Введение

В этой работе я ставлю перед собой целью рассмотреть одну из тем такой юридической дисциплины, как теории государства и права, – теорию административно-территориального устройства. Рассматриваемый вопрос, вероятно, не относится к наименее изученным, по которым написано недостаточно для полного и подробного изучения, но, к сожалению, действительность вновь и вновь возвращает нас к нему. Неурегулированность отношений с Чечнёй, сложное положение в Абхазии и Приднестровье – это боль и страдание живых людей, проблемы, требующие справедливого и разумного разрешения. Поэтому вопрос административно-территориального устройства является сейчас актуальным особенно в Российской Федерации.

Государство – понятие многогранное, характери­зующееся рядом признаков, присущих только ему. Л.С. Мамут писал, что подход к государству как к локализованной в пространственно-временных рам­ках определенной "людской совокупности", полити­ческой коллективности предполагает рассмотрение вопросов административно-территориального уст­ройства, гражданства, пределов суверенитета данной публичной власти, государственных границ, межго­сударственных отношений и т.д. Отсюда следует важность понимания способности территориального устройства на саморазвитие, на её трансформацию в те или иные формы, так как территория является глав­ным, формальным признаком государства. Территория не застывшее, а динамично развивающееся законо­мерное явление.

Однако над общими факторами функционирования, развития территорий за­думываютсякрайне мало не только лица, олицетво­ряющие практику государственной деятельности (пре­зиденты,министры, депутаты), но и учёные – государствоведы, экономисты, философы. Нельзя сказать, что территориальное устройство – объект слабого внимания со стороны правителей и учёных. Наоборот, чрезмерный акцент на данную
проблему делает её уязвимой. Другое дело, не все за­думываются над закономерностями развития терри­торий, их историческими особенностями.

Несмотря на то, что в различных странах государственные формы имеют свои особенности, характерные признаки, которые по мере общественного развития наполняются новым содержанием, обогащаясь во взаимосвязи и взаимодействии, форма административно-территориального устройства государств, особенно современных, имеет общие признаки, что позволяет дать определение каждому элементу формы государства. И в данной работе хотелось бы подробно изложить формы территориального устройства, выдвигаемые российскими учёными, и провести их систематизацию. Особое внимание будет уделено проблеме административно-территориального устройства Российской Федерации.


II. Формы административно-территориального устройства

Рассматривая вопрос о форме государства, необходимо иметь в виду, что это, в первую очередь, вопрос о форме правления. Но не только. Это ещё и вопрос о националь­но-государственном и административно-территориальном устройстве государства, о связи центральных и местных органов власти и управления, распределении между ними полномочий.

Изучая этот второй блок формы государства, прежде всего следует обратить внимание на многозначность понятия "устройство государства" в теории государства и права. Говорится об уст­ройстве государства как форме государства, об устройстве как форме правления, об устройстве как территориальной организации. И это не случайно. Действительно, во всех этих случаях речь идет именно об устройстве (строении, организации) государства, но толь­ко в разных аспектах: политическом, структурном, территориальном.

Об этом последнем – территориальном – устройстве и гово­рится в связи с национально-государственной и административно-территориальной организацией государства.

Необходимость определённым образом построить террито­риальную организацию государства вытекает из того обстоятель­ства, что любое государство расположено на ограниченной терри­тории, там же проживают граждане (подданные) этого государства. Для выполнения своего социального назначения – организации эко­номической жизни, защиты граждан, создания страховых запасов и т. п. – государство ведёт разнообразную деятельность. Например, финансовую (взимает и распределяет налоги, сборы, пошлины и т. п.), экономическую (регулирует в той или иной степени распреде­лительные, рыночные, производственные отношения), военную (осуществляет организацию военной службы) и т. д. Но вести всю эту деятельность из одного центра при значительной численности населения и больших размерах государства становится объективно невозможным.

После определённого порога численности граждан и разме­ров территории возникает необходимость разделить территорию на округа, штаты, земли, области, края, кантоны, районы, губернии, уезды и т. д., а также создать на этих территориальных образовани­ях местные (территориальные) органы власти. Возникает потреб­ность распределить полномочия между центральными и местными органами власти и управления.

Как, например, шла территориальная структуризация США? При освоении Запада в XVIIIвеке стали действовать следующие нормы. Когда на землях Запада население достигало определённых размеров ("5 тысяч свободного мужского населения дееспособного возраста"), соответствующая территория должна была созвать "генеральную ассамблею", чтобы помогать назначенному губерна­тору управлять делами. А когда население достигало численности "60 тысяч свободных лиц", Конгресс должен был принять террито­рию в качестве нового штата "на равных правах с прежними штата­ми во всех мыслимых отношениях". Количество штатов постепенно выросло до 50. Почти во всех случаях новый штат проходил через этап территориального управления.

Кроме того, население того или иного государства может быть многонациональным. Каждая народность, нация может иметь свои традиции и иные духовные потребности. Следовательно, приходится учитывать при устройстве государства и этот многонациональный аспект населения.

Наконец, субъективные и даже случайные факторы – заим­ствования, политико-правовые подражания, колониальное воздей­ствие, политические интересы и многое другое – тоже влияют на тер­риториальную организацию государства.

Как и форма правления, территориальное

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»