Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Административно-территориальное устройство

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

бывший СССР, в Конститу­ции которого такое право было предоставлено. Однако это право было декларативным. Механизм его осуществления в Конституции не устанавливался, а Закон Союза ССР (1989 г.) о порядке выхода союзных республик из состава Союза ССР, по существу, свел это право на нет. Действительно, отношения между субъектами феде­рации являются очень тесными, имеет место кооперация хозяй­ственных связей, допускается перелив финансовых средств одного субъекта федерации другому путем предоставления ему субсидий, дотаций и т.п. Поэтому одностороннее волеизъявление субъекта федерации по вопросу о его выходе не может устроить всех других членов федерации, поскольку при этом возможно нарушение их интересов и причинение им ущерба. В этом процессе необходимо дополнить волеизъявление субъекта федерации, поставившего вопрос о выходе из нее, согласием или утверждением со стороны федерации в целом. Иными словами, принцип права наций на самоопределение не должен вести к нарушению целостности государства. На такой подход нацеливает и утверждение приоритета прав человека над правами наций, народов, переосмысление принципа права наций на самоопределение.

В современных условиях социальная цена за реализацию принципа права наций на самоопределение в федеративном госу­дарстве становится столь большой (разрыв хозяйственных связей возникающие проблемы этнических меньшинств, конфликты, в том числе вооруженные, беженцы, нарушение прав человека, спад про­изводства и т. п.), что сторонникам приоритета права нации над правами человека всегда необходимо задумываться, во что же мо­гут обойтись народу, нации мифические идеалы и утопии сепара­тизма, обособления, отделения, выхода из федерации, образования самостоятельного государства.

Федерации делятся на два вида: национально-государственные и административно-территориальные.

В основе национально-государственной федерации лежат национальные факторы, и поэтому она имеет место в многонацио­нальном государстве. Для такой федерации характерными являются республики, входящие в федерацию, автономные формы государ­ственности и т. д., могут иметь место и культурные автономии.

В основу административно-территориальной федерации, как правило, положены экономические, географические, транспортные и иные территориальные факторы. Большую роль играют историче­ские традиции, языковые, иные культурные факторы.

Форма государственного устройства государства зависит и от того, с какими государствами оно вступает в связи, на какой основе они складываются, а также от того, какого рода связи оно поддер­живает с другими государствами. Ведь, вступая в отношения с субъектами международной жизни для решения каких-то вопросов, государство может зачастую поступиться и частью своего суверени­тета, самостоятельности, даже независимости, ради достижения общих и великих целей.

К началу XXI в. в мире существуют около 20 фе­деративных государств. Это Австралия, Австрийская Республика, Аргентинская Республика, Федератив­ная Республика Бразилия, Федеративная Республика Германия, Республика Индия, Российская Федерация, США, Канада, Мексиканские Соединенные Штаты, Республика Венесуэла и др.

Названные формы территориального устройства наиболее типичны и прослеживаются практически у всех исследователей данной темы. Но считать, что перечень территориальных форм исчерпывается на­званными, было бы несерьёзно, если не сказать, что не научно.


§3. Смешанные и переходные формы

Все, кто изучал проблемы административно-территориального устройства, все учёные и просто интересующиеся юридической наукой выделяют вместе с вышеназванными основными формами – федеративной и унитарной – также и конфедеративную. Конфедеративная форма государственного устройства – это объединение государств, как правило, на договорной основе, для достижения определённых целей (экономических, военных, полити­ческих, социальных и др.), позволяющая создать наиболее благо­приятные условия для деятельности этих государств. Эти цели мо­гут носить как временный, так и постоянный характер. Так, страны Европейского экономического сообщества в своем общении пре­следуют прежде всего экономические цели, причём эти цели отно­сятся к разряду постоянных: обеспечение наиболее благоприятных условий для движения товаров, перелива капитала, денежного об­ращения и т. д. Конфедерация в отличие от федерации – это, как правило, союз государств, но вместе с тем представляющий некое государственное образование, объединение.

Для достижения поставленных целей в конфедерации соз­даются необходимые органы управления. Финансовые средства, требуемые для ведения общих дел, объединяются добровольно. Размер их устанавливается по соглашению.

Порядок вступления в конфедерацию и выхода из нее опре­деляется входящими в нее государствами и основан на принципе добровольности и согласии всех её членов. Выход из конфедерации носит более простой характер, нежели выход из федерации. Он может производиться и на основе одностороннего волеизъявления, имеющего, однако, правовую базу.

Субъекты конфедерации являются полностью самостоятель­ными государствами. Ограничение их суверенитета касается только тех сторон деятельности, которые стали предметом их доброволь­ного объединения. Только интересующие всех субъектов конфеде­рации вопросы могут также стать предметом нормоустановительной деятельности конфедеративных органов.

Примерами конфедерации можно назвать, хотя и "фор­мально", Европейскую конфедерацию, Швейцарскую конфедерацию (хотя многие считают ее федерацией), Мусульмано-хорватскую Федерацию с Республикой Сербской в Боснии. Ряд авторов считают и Сод­ружество Независимых Государств прообразом кон­федерации.

Сегодняшняя наука – теория государства и права – выдвигает ряд других форм территориального уст­ройства, которые сформированы из анализа как ис­торического процесса, так и сегодняшних реалий. Например, содружество – это весьма редкое, ещё более аморфное, чем конфедерация, но, тем не менее, организационное объединение государств, характеризуемых наличием общих признаков, определённой степенью однородности. Объединяющие их признаки могут касаться:

во-первых, экономики (одинаковая форма собственности, интеграция хозяйственных связей, единая денежная единицам др.);

во-вторых, права (уголовного, гражданского, процессуальных норм, сходство имеет и правовой статус гражданина);

в-третьих, языка (иногда языковое единство имеет лингвистический характер, например, у славянских стран СНГ, иногда же единство обусловливается его привнесением в результате колониального господства, как, на­пример, у стран Британского содружества наций);

в-четвёртых, культуры (иногда культурная общность имеет единое происхожде­ние, иногда достигается путем взаимообогащения или даже привне­сения и ассимиляции иных, чужеродных элементов);

в-пятых, рели­гии (но не всегда). Однако содружество – это не государство, а своеобразное объединение независимых государств. В основе со­дружества, как и при конфедерации, могут лежать межгосудар­ственный договор, устав, декларация, иные юридические акты.

Цели, выдвигаемые при создании содружества, могут быть самыми различными. Они затрагивают важные интересы госу­дарств, что не позволяет их отнести к разряду второстепенных. Для достижения этих целей объединенным государствам приходится иногда ограничивать и свой суверенитет. Как правило, члены со­дружества – это полностью независимые, суверенные государства, субъекты международных отношений.

В содружестве могут создаваться и надгосударственные ор­ганы, но, скорее всего, не для управления, а для координации дей­ствий государств. Денежные средства, если это необходимо для целей содружества, объединяются добровольно и в тех размерах, которые субъекты содружества сочтут

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»