Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Идеи правового государства и его основные признаки

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ЮРИДИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ

РОССИЙСКОЙ ПРАВОВОЙ АКАДЕМИИ

МИНИСТЕРСТВА ЮСТИЦИИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

КУРСОВАЯ РАБОТА

ПО ТЕОРИИ  ГОСУДАРСТВА И ПРАВА

СТУДЕНТА 1 КУРСА ЭКОНОМИКО-ПРАВОВОГО ФАКУЛЬТЕТА

ПАЛЕВИЧА НИКОЛАЯ НИКОЛАЕВИЧА

ТЕМА: ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

НАУЧНЫЙ РУКОВОДИТЕЛЬ:

МАЛЬЦЕВ Г.В.

МОСКВА 1995

КУРСОВАЯ РАБОТА ПО ТЕОРИИ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.

ИДЕИ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ.

П Л А Н .

1. Введение.

2. Идеи правового государства в древности.

3. Идеи правового государства в эпоху феодализма.

4. Идеи правового государства в период ранних буржуазных револю­ций.

5. Развитие концепций правового государства в России.

6. Взгляды современных исследователей государства и права на проблему правового государства.

7. Правовое государство по Хропанюку В.Н.

8. Основы правового государства.

9. Основные признаки правового государства.

10. Заключение.

***

Правовое государство как определенная теоретическая кон­цепция и соответствующая практика имеет долгую и поучительную историю. Сам термин "правовое государство"(Rechtsetaat) прочно утвердился в немецкой литературе в первой трети ХIХ века( в трудах К.Т. Вельнера, Р. фон Моля и др.), а в дальнейшем полу­чил широкое распространение, в том числе и в России, где среди видных сторонников теории правового государства были Б.Н. Чиче­рин, Б.Ф. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др.

Но различные теоретические концепции, выражавшие идею и понятие правовой государственности, сформировались гораздо раньше.

Уже в древности начинаются поиски принципов, форм и конс­трукций для установления надлежащих взаимосвязей, взаимозависи­мостей и согласованного взаимодействия права и власти. В про­цессе углублявшихся представлений о праве и государстве доволь­но рано сформировалась идея о разумности и справедливости такой политической формы общественной жизни людей.

Символическим выражением подобных представлений стал образ Богини Правосудия(с повязкой на глазах, с мечом и весами право­судия), олицетворяющей единение силы и права: охраняемый боги­ней порядок в равной мере обязателен для всех. По представлени­ям древних этот образ правосудия(остающийся, кстати говоря, и сегодня наиболее подходящим символом для правового государства) выражает смысл и идею не только справедливого суда как специ­ального органа, но и идею справедливой государственности вооб-

ще(справедливой организации власти в человеческом обществе).

Целый ряд положений, значимых для последующих представле­ний о правовом государстве, был разработан уже античными авто­рами. В их числе положения о власти закона как сочетании силы и права(Аристотель и другие); о различении правильных и непра­вильных форм правления, о смешанном правлении и о роли права в типологии государственных форм(Сократ, Платон, Аристотель, По­либий, Цицерон); о соотношении естественного и волеустановлен­ного права(Демокрит, софисты и др.); о равенстве людей по ес­тественному праву(некоторые софисты, римские юристы); о праве как мериле справедливости и регулирующей нормы политического общения(Аристотель); о государстве(республике), как "деле наро­да", как правовом общении и "общем правопорядке"(Цицерон); о сферах частного и публичного права; о свободном индивиде как юридическом лице, субъекте права(римские юристы).

В эпоху перехода от феодализма к капитализму решающее зна­чение приобретают проблемы политическом власти и её формально равной для всех правовой организации в виде упорядоченной сис­темы разделенных государственных властей, соответствующей но­вому отношению социально-классовых и политических сил. Юриди­ческое мировоззрение нового восходящего класса требовало ут­верждения новых представлений о свободе человека посредством режима господства права и в частных, ив публично-политических отношениях.

В период начавшегося разложения феодализма идеи правовой государственности с позиции историзма изложили прогрессивные мыслители того времени Н. Макиавелли и Ж. Боден. В своей теории Макиавелли на основе многовекового опыта существования госу­дарств прошлого и настоящего предпринял попытку объяснить прин­цип политики, осмыслить движущие развития политической жизни с тем, чтобы изобразить контуры идеального государства, наилучшим образом отвечающего потребностям его времени. Цель государства он видел в возможности свободного пользования имуществом и обеспечения безопасности для каждого. При рассмотрении вопроса о государственных формах предпочтение отдавалось республике, так как именно республика в большей мере отвечает требованиям равенства и свободы.

Боден же определяет государство как правовое управление многими семействами и тем, что им принадлежит. Задача государс­тва, по его мнению, состоит в том, чтобы обеспечить права и свободы.

В период ранних буржуазных революций в разработку концеп­ции правового государства значительный вклад внесли филосо­фы-мыслители и просветители, такие как Г. Гроций, Б. Спиноза, т. Гоббс, Ш. Монтескье, Д. Дидро, П. Гольбах, Т. Джефферсон и многие другие.

Из этих учений мы выделим наиболее важные положения в пра­вовом государстве.

Гроций был первым выдающимся теоретиком школы естественно­го права. Правовые институты феодализма Гроций считал противо­речащими природе человека, поэтому он выдвинул требования ново­го права, "отвечающего законам разума". Целью государства он считал охрану частной собственности, посредством таких правоус­тановлений, которые обеспечивали бы каждому человеку свободное пользование своим достоянием с согласия всех. Источником любой формы государства по учению Гроция является общественный дого­вор, поэтому при создании государства народ может избрать любую форму правления, но, избрав её, народ обязан повиноваться пра­вителям.

Так же как и у Гроция, у Дидро государственная власть воз­никает как продукт общественного договора, который придает об­ществу организованную политическую форму. Люди лишь частично передают государству свою естественную независимость, с целью обеспечения интересов и объединения воли и силы всех. Государс­твенная власть, следовательно, основана на воле народа, который является сувереном.

"Лишь нация есть истинный суверен; истинным законодателем может быть лишь народ, лишь воля народа является источником по­литической власти."

Главная цель государства, по Дидро, есть обеспечение не­отъемлемых прав граждан и их счастья. Идеи Дидро продолжил и обосновал Кант в своей теории правового государства.

Одним из первых,  кто дал теоретическое обоснование демок-

ратического государства,  был Спиноза. Будучи связано законами,

государство обеспечивает действительные права и свободы челове­ка. Он утверждал, что государство могущественное только тогда, когда оно гарантирует каждому гражданину не только сохранение жизни, но и удовлетворение его интересов, и предостерегал пра­вителей от посягательств на собственность, безопасность, честь, свободу и иные блага подданных.

Т. Гоббс был защитником абсолютной монархии в Англии, но тем не менее он разработал ряд прогрессивных положений о гос­подстве права в общественной жизни, которые впоследствии были развиты революционными буржуазными мыслителями. К их числу от­носится обоснование формального равенства перед законом, незыб­лемость договоров. Свободу человека Гоббс рассматривал как пра­во делать все то, что не запрещено законом, и тем самым закон­чил теоретические основы наиболее эффективного принципа право­вого регулирования общественных отношений.

p

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»