Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Идеи правового государства и его основные признаки

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 

выборные общественные элементы.

Реальные гарантии правовой государственности Шершевич ви­дит в том, что в различное время выдвигались различные гарантии правового порядка против произвола "...а) неотъемлемое ограни-

чение власти; б) принцип разделения властей; в) правовое само­ограничение власти; г) подчиненность государства стоящему над ним праву. В действительности такой гарантией является только сдерживающая сила общественного мнения."

В послеоктябрьский период в России идеи правового госу­дарства были налажены требованиями революционного правосозна­ния, а затем полностью исключены из реальной жизни.

Советская государственно-правовая наука в период тоталита­ризма не воспринимала идею правового государства, считая её буржуазной, диаметрально противоположной классовой концепции государства.

В последние годы в русле реформаторских процессов произош­ли серьезные изменения в научных взглядах на государство и пра­во.

Концептуальные положения и пути формирования правового го­сударства излагаются в трудах сегодняшних исследователей права и государства: С.С. Алексеева, В.Н. Хропанюка, В.Н. Кудрявцева и др.

По В.Н. Хропанюку правовое государство - "это такая форма организации и деятельности государственной власти, которая строится на взаимоотношениях с индивидами и различными объеди­нениями на основе норм права."

Теперь рассмотрим основные характеристики правового госу­дарства.

В.Н. Хропанюк различает экономическую, социальную и нравс-

твенную основу правового государства.

"Экономической основой правового государства являются про­изводственные отношения, базирующиеся на многоукладности, на различных формах собственности(государственной, коллективной, арендной, частной, акционерной, кооперативной и др.) как рав­ноправных и в одинаковой мере защищенных юридически." В право­вом государстве собственником должен быть производитель и пот­ребитель материальных благ. Правовое начало же государственнос­ти реализуется только при наличии свободы и самостоятельности собственности, которые обеспечивает право.

"Социальную основу правового государства составляет само­регулирующееся гражданское общество, которое объединяет свобод­ных граждан... В центре внимания... находится человек, его пра­ва, свободы и интересы. Правовое государство это и социальное государство."(Но далеко не обязательно и не всегда).

Нравственная основа правового государства заключается в общечеловеческих принципах гуманизма, справедливости, равенства и свободы личности, её чести и достоинства. Правовое государс­тво отличается от неправового качеством законов: они должны быть гуманными, закреплять неотъемлемые права каждого человека, справедливыми. "Правовое государство - это суверенное государс­тво, которое концентрирует в себе суверенитет народа, наций и народностей, населяющих его территорию."

"Политическая природа государства наиболее четко проявля­ется в его суверенитете." Суверенность государства выражается в

том, что ему принадлежит право официально представлять все об­щество в целом, издавать законы и другие нормативные акты, обя­зательные к выполнению всеми членами этого общества, и, нако­нец, осуществлять правосудие.

Рассмотрим теперь основные признаки правового государства:

1. Верховенство закона во всех сферах общественной жизни. Высшей формой  выражения  и  защиты  прав и свобод людей в

системе правовых ценностей является закон. Если вдуматься в словосочетание "правовое государство", то можно понять, что на первом месте в таком государстве - право. Это и означает верхо­венство права в обществе, во всех его сферах.

Нерушимость его закрепляется в Конституции(основном зако­не) страны и распространяется на прочие законы и нормативные акты. На страже неукоснительного соблюдения конституционных предписаний стоит Конституционный Суд и вся система судов пра­вового государства. поэтому правовое государство это и консти­туционное государство.

Верховенство права(закона) в обществе как главный принцип правового государства предопределяет и прочие его принципы, в частности подчинение закону и самого государства, и его орга­нов, и должностных лиц.

2. Реальность прав личности, обеспечение её свободного развития.

В социально-политической жизни свобода человека выступает как его право. В правах человека выражаются возможности его

действий в различных сферах  жизнедеятельности:  экономической,

политической, социально-культурной, личной. Чем шире эти права,

чем больше они гарантированы,  тем свободнее личность.  Если же

естественные права человека ущемлены, то он чувствует себя неу­веренно, униженно, теряет способность к творчеству, ограничивая таким образом собственное развитие и развитие общества. Напри­мер, когда в США была распространена практика подслушивания правительственными агентами телефонных разговоров, вследствие чего нарушались права гражданина. Многие американцы, зная о подслушивании, стали замкнутыми, раздражительными, постоянно испытывали страх. " А жить с глазами, полными страха, - спра­ведливо заметил бывший министр юстиции в администрации прези­дента Джонсона, - значит жить в несчастливой стране."

Правовое государство провозглашает и конституционно зак­репляет свободу людей и их равенство в правах как прирожденные качества каждого человека.

3. Взаимная ответственность государства и личности. Самоограничение государства  правом,  закрепляющим свободу

личности, не является односторонней привилегией личности. Пос­ледняя, в свою очередь тоже соглашается не определенные ограни­чения и обязуется подчиняться общим установлениям государства. Правовой характер взаимной ответственности государства и лич­ности - это важная составная часть объективно складывающегося в обществе права, а не продукт волеизъявления государства. Следо­вательно, в правовом государстве устанавливается принцип взаим-

ной ответственности государства и личности.

Основным принципом организации и деятельности правового государства является разделение властей. Это принцип разделения власти между законодательными, исполнительными и судебными ор­ганами государства. Данный принцип означает, что ни одному из государственных органов не принадлежит вся государственная власть в полном объеме. Каждый из них осуществляет только свою, присущую ему функцию и не имеет права подменять деятельность другого органа. Такое разграничение направлено на то, чтобы удержать власть от возможных злоупотреблений и не допустить возникновения тоталитарного управления государства, не связан­ного правом - вместе с тем, если одна из трех ветвей(отраслей государственной власти) не выйдет на первое место, то государс­твенный механизм будет поражен постоянной борьбой между ними за фактическое верховенство и превратится в силу не движения и развития, а торможения. Поэтому верховное положение занимает законодательная власть, поскольку именно она облекает в закон основные направления внутренней и внешней политики, обеспечива­ет верховенство закона в обществе. Исполнительная власть в лице своих органов занимается непосредственной реализацией правовых норм, принятых законодателем. Судебная же власть призвана охра­нять право, правовые устои государственной и общественной жизни от любых нарушений, кто бы их не совершал.

Правосудие в правовом государстве осуществляется только судебными органами.

Таковы основные характеристики правового государства. В них концентрируются общечеловеческие ценности, сформированные в процессе длительного развития государственно-организованного общества. естественный прогресс человеческой жизни вносит и бу­дет вносить новые элементы в теорию

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»