Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Механизм \аппарат\ государства

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 

сотрудничество между властями в целях достижения максимальной эффективности в управлении обществом.

Эти два положения – суть теории разделения властей, но об этом нередко забывают, акцентируя внимание только на механизме сдержек и противовесов.

Таким образом, с учетом поправок, внесенных в теорию разделения властей в ХIХ-ХХ веках, она требует не столько действительного разделения, сколько баланса различных властей, не допускающего ни узурпацию власти каким-либо органом, ни ослабления единой власти государства.

Наиболее полное выражение принципа баланса властей присутствует в конституции Казахстана 1995 г. (п.4 ст. 3 гласит: “Государственная власть в Республике Казахстан едина, осуществляется на основе конституции и законов в соответствии с принципами ее разделения на законодательную, исполнительную и судебную и взаимодействия их между собой с использованием системы сдержек и противовесов”).

В Конституции Российской Федерации принцип разделения властей закреплен в качестве основы конституционного строя России, однако, положения о полномочиях различных органов не дают оснований утверждать, что принцип "сдержек и противовесов" полностью реализуется в статьях новой Конституции.

Конкретное содержание принципа разделения властей состоит в следующем:

4. Правовое государство

В основе современных концепций правового государства лежали идеи французского правоведа Монтескье и немецкого философа Канта. Кант выдвинул категорический императив, согласно которому каждый человек обладает абсолютной ценностью и не должен быть инструментом чьих-либо намерений. Государство должно опираться на право и согласовывать с ним все свои действия. По определению Канта “право есть совокупность условий, при котором произвол одного лица совместим с произволом другого с точки зрения всеобщего закона свободы. К таким условиям относятся: наличие принудительного осуществления законом, гарантируемый статус собственности и личных прав индивида, равенство членов общества перед законом, разрешение споров в судебном порядке”.

В России теорию правового государства развивали Б.Н.Чичерин, Б.А. Кистяковский, П.И. Новгородцев и др. Вот как определял правовое государство Б.А. Кистяковский: "Основной принцип правового или конституционного государства состоит в том, что государственная власть ограничена. В правовом государстве власти положены определенные пределы, которые она не должна и не может переступить. Ограничение власти в правовом государстве создается признанием за человеком неотъемлемых, ненарушаемых, неприкосновенных и неотчуждаемых прав".

Советское государство за все время своего существования было антиподом правового государства, и только принятая в 1993 году Конституция провозгласила цель - построение правового государства.

На основании идей политико-правовой линии можно сформулировать основные признаки правового государства:

Таким образом, правовое государство – это демократическое государство, где обеспечивается господство права, верховенство законов, равенство всех граждан перед законом и судом, где признаются и гарантируются права и свободы личности, и где в основу организации государственной власти положен принцип разделения властей.

В правовом государстве главное место по объему регулирования занимают законы, основным среди которых является конституция. Никакой закон или другой акт не должен исправлять или дополнять конституцию, а тем более противоречить ей. Число подзаконных актов должно быть как можно меньше. Очень важен вопрос о прямом действии законов, чтобы закон не обрастал инструкциями. Должна существовать система контроля за тем, чтобы в законах проявилась общенародная, а не индивидуальная или групповая воля. Верховенство законов, не отвечающих общечеловеческим ценностям, может привести к установлению диктатуры; система контроля должна гарантировать соблюдение законности, не допуская произвола.

В правовом государстве функции контроля за соблюдением законности возложены на судебную систему. Суды являются проводниками конституции. Они должны обладать правом проверки законности действий законодательной и исполнительной властей. Конституционные, Верховные и нижестоящие суды в правовом государстве должны обладать огромной силой. Это гарантируется их независимостью, несменяемостью и неприкосновенностью судей, демократическими принципами судопроизводства. Какие бы права и свободы не гарантировались государством, они не могут быть безграничны. Во всеобщей декларации прав человека (принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948 году) сказано: “при осуществлении своих прав и свобод, каждый человек должен подвергаться только таким ограничениям, которые установлены законом, исключительно с целью обеспечения признания и уважения прав и свобод других граждан и удовлетворения справедливых требований морали общественного порядка и демократического общества”. Там же утверждается, что “каждый человек должен обладать всеми правами и свободами без какого-либо различия в отношении цвета кожи, расы, языка, религии, политических или иных утверждений, имущественного положения, национального и социального происхождения”.

Любое демократическое общество встает перед проблемой создания механизма защиты провозглашенных прав и свобод граждан. Гарантии прав и свобод – это условия, средства, меры, направленные на обеспечение практического их осуществления, на их охрану и защиту. Гарантии должны быть экономические, политические, правовые. Правовые гарантии – это, прежде всего, нормативно-правовые акты, издаваемые государством, устанавливающие порядок реализации прав и свобод, предусматривающие меры по их охране и защите, ответственность за их нарушения.

Приоритет международного права как бы дает правовому государству пропуск в цивилизованный мир. Государство, обладающее суверенным правом принимать свои законы, соглашается с тем, что эти законы не должны противоречить нормам мирового сообщества. Таким образом, достигается своеобразная унификация гуманитарных правовых норм различных государств на самом высоком уровне.

Указанные признаки правового государства являются основными, на самом деле их гораздо больше. Это и верховенства парламента

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»