Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Основные правовые нормы, регулирующие ввоз товаров на территорию России

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

ВВЕДЕНИЕ

            Россия-один из важнейших внешнеторговых партнеров Эстонии: и по экспорту, и по импорту товаров она занимает второе место после Финляндии. Именно там-основной рынок сбыта для многих эстонских производителей, именно Россия дает основной доход от транзита. Но, к сожалению, таможенное законодательство России-головная боль для большинства наших коммерсантов.

            Целью данной работы было рассмотрение основных правовых норм, регулирующих ввоз товаров на территорию России. Безусловно, в рамках курсовой работы невозможно подробно разобрать все аспекты, связанные с таможенным регулированием, и поэтому основное внимание было сосредоточено на вопросах, имеющих непосредственный интерес для предпринимателя.

            В виду того, что в политических кругах России ведутся серьезные разговоры об экономических санкциях против Эстонии, важное место уделено тем пунктам законодательства, которые представляют реальную угрозу в случае ужесточения российской внешней политики.

 

1. РОЛЬ РОССИИ В ЭСТОНСКОЙ ВНЕШНЕЙ ТОРГОВЛЕ

            Не смотря на то, что распад СССР привел к разрыву многих хозяйственных связей, Россия представляет значительный интерес для эстонских экспортеров: российский рынок один из самых крупных в Европе, а соотношение цен и качества наших товаров позволяет им успешно конкурировать с китайскими и турецкими. Да и наметившаяся в последний год стабилизация рубля стала заметным стимулом торговли.

            Надо отметить, что за последние пять лет структура экспорта в Россию резко изменилась: если в 1991 году ведущие позиции занимали продукты питания и одежда (по 25%), то в 1994 году на продовольствие приходилось уже 42.1% (качество его довольно высоко, а цена заметно ниже, чем у российских производителей), а на одежду-лишь 4.6% /1, с.5/. Это, по всей вероятности, связано как с сокращением производства в легкой промышленности из-за перебоев с сырьем, так и возросшей конкуренцией со стороны зарубежных фирм. В 2 раза уменьшилась доля химических и пластмассовых товаров. Экспорт автомобилей, составлявший в 1991 году всего 0.6%, в 1992 вырос до 21.1%, в 1993-27.4%, а в 1994 сократился до 20.4%, что обусловлено повышением ввозных пошлин и насыщением внутреннего рынка России /1, с.6/.

            После повышения с 1 июля 1994 г. пошлин на импорт продовольствия произошел некоторый спад ввоза продуктов, но затем объем экспорта снова начал медленно расти. С удовольствием покупают наши продукты на Урале и в Тюмени, где цены в 2-3 раза выше эстонских. Большой популярностью пользуются кондитерские изделия, молочные продукты, колбасы, консервы /2, с.3/.

            Эстонская мебель, вполне соответствующая европейским стандартам, раза в полтора дешевле зарубежных аналогов.

            И перечень товаров, имеющих все шансы занять достойное место на российском рынке, можно продолжить. Но помимо соображений экономической целесообразности важное значение имеют также политические и правовые факторы. А они, к сожалению, не вполне благоприятствуют расширению торговли.

2. ОГРАНИЧЕНИЯ И ЗАПРЕЩЕНИЯ ВВОЗА

            2.1. Причины ограничений. Подобно большинству стран Восточной Европы, Россия установила довольно жесткие ограничения на ввоз товаров из-за рубежа. Основными причинами этого, на мой взгляд, стали:

*     слабая конкурентоспособность многих российских предприятий, вызванная господствовавшей в течении многих лет ориентацией на дешевое сырье и энергоресурсы,

*     страх перед безработицей, которую может повлечь банкротство крупных заводов, не способных выжить в условиях внешней конкуренции,

*     необходимость противовеса субсидированию экспорта, которое осуществляют многие государства как Европы, так и Азии,

*     очень сильное влияние лоббирующих группировок (особенно АПК и ВПК),

*     а также стремление к достижению определенных экономико-политических целей государства.

            Как известно из истории, почти все европейские страны прошли в свое время стадию протекционизма, а затем, преодолев ее, перешли к относительно либеральной внешней торговле и экономической интеграции. Сейчас бывшие соцстраны (в том числе и Россия) идут по пути, который западные государства прошли 50 лет назад. Но, к сожалению, учитывая экономические условия и политическую ситуацию, этот этап приходится признать неизбежным.

            2.2. Количественные ограничения ввоза. Согласно Таможенному кодексу РФ, ввоз в Россию и вывоз из нее отдельных товаров могут быть запрещены исходя из соображений государственной безопасности, защиты общественного порядка, нравственности населения, жизни и здоровья человека, защиты животных и растений, охраны окружающей среды, защиты художественного, исторического и археологического достояния народов РФ и зарубежных стран, защиты права собственности, защиты интересов российских потребителей ввозимых товаров и исходя из других интересов РФ на основании российского законодательства и международных договоров РФ /3, с.17/. Как мы видим, подчеркнутые слова допускают весьма широкое толкование закона и дают сравнительно легкую возможность введения эмбарго, скажем, на эстонские товары (для этого достаточно президентского указа).

            Ограничения на ввоз в РФ и вывоз из нее товаров могут устанавливаться исходя из соображений экономической политики, выполнения международных обязательств РФ, защиты экономической основы суверенитета РФ, защиты внутреннего потребительского рынка, в качестве ответной меры на дискриминационные или другие ущемляющие интересы российских лиц (ну и слово-то нашли) акции иностранных государств и по другим достаточно важным основаниям в соответствии с актами законодательства РФ и международными договорами РФ /3, с.17/.

            А тут уже возможно все что угодно. И каждому предпринимателю, начинающему дела с Россией, надо помнить, насколько силен протекционистский (пусть в данный момент и не вполне реализованный) потенциал российского законодательства: гром для коммерсанта (особенно после высылки Рожка) может грянуть в любой момент.

3. ТАМОЖЕННЫЕ ПОШЛИНЫ.

            3.1. Общие принципы обложения импорта. Наиболее важную роль в ограничении импорта играют таможенные пошлины, причем для разных государств пошлины различны: для стран СНГ действует режим свободной торговли, для государств, имеющих с Россией режим наибольшего благоприятствования-стандартный размер пошлин, для развивающихся стран, пользующихся режимом временной преференции, стандартные ставки снижены в 2 раза, а для остальных государств (в том числе и для Эстонии) стандартные ставки обложения умножаются на 2 /4, с.41-42/.

            Сами пошлины довольно велики. Так, для Эстонии они составляют:

¨    На молоко, масло и мясо (самые популярные в России эстонские продукты)-30%;

¨    На колбасы (качество которых давно по достоинству оценили россияне)-40%;

¨    На картофель (а он в Таллинне, самом дорогом эстонском городе, стоит чуть-чуть дороже, чем в Ульяновске-самом дешевом городе России)-50%;

¨    На спирт (едва ли не основная статья экспорта в довоенной Эстонии)-200 %;

¨    На пластмассовые изделия (а продукция “Нормы” в свое время ценилась далеко за пределами республики)-50%;

¨    На одежду (качество ее тоже общепризнано)-30-60%;

¨    На автомобили (которые у нас раза в два дешевле, чем у соседей)-80-92% /8, с.246-284/.

            По способу начисления пошлины делятся на 3 группы:

*    

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»