Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Парламент в зарубежных странах

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 

Юридический институт МВД РФ

Тульский  филиал

Кафедра

Государственно-правовых дисциплин

 

КОНТРОЛЬНАЯ  РАБОТА

по конституционному праву зарубежных стран

Тема № 8: Парламент в зарубежных странах.                                    

                                Подготовил: слушатель

                                9809 учебной группы 2 курса

     Кудинов А. А.

                    ТУЛА - 1999г.

Тема №8     Парламент в

зарубежных странах

П л а н :

Введение ............................................................................................………..3

1. Общая характеристика парламентов.........................................................4

2.     Порядок формирования, полномочия парламентов в зарубежных странах и их палат......................................................................................7

3.     Правовое положение депутатов...............................................................14

Список использованной литературы ...................................……………….21

Введение.

Одной из составных тем курса конституционного права зарубежных стран является законодательная власть в зарубежных странах, которой в соответствии с концепцией разделения властей принадлежит первое место среди ветвей государственной власти. Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, который может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс, меджлис, Верховная Рада и т.д.), но за ним утвердилось обобщенное название “парламент”.

Термин “парламент” происходит от английского “Parliament”, который обязан своим рождением французскому глаголу “парле” – говорить. Французский язык широко использовался аристократией в средневековой Англии, считающейся родиной парламента. Хотя предшественником парламента были представительные органы в Древней Греции и в Древнем Риме, сословно-представительные учреждения в начале Средних веков в Европе, происхождение современного парламента связывают с событиями XIII-XIV вв. в Англии, когда власть короля была ограниченна собранием крупных феодалов, высшего духовенства, представителей городов и сельской местности (общин).

1.   Общая характеристика парламентов.

Современный парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент обладает и многими иными полномочиями. Он формирует другие высшие органы государства, например, в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, заключенные правительством, объявляет амнистию и т.д.

Концепция национального (народного) представительства, сложившаяся еще в XVIII-XIX веках, может быть изложена как совокупность следующих принципов:

1)           национальное (народное) представительство учреждается конституцией;

2)            нация (народ) как носитель суверенитета уполномочивает парламент осуществлять от его имени законодательную власть;

3)           с этой целью нация (народ) избирает в парламент своих представителей – депутатов, сенаторов и т.п.;

4)           член парламента – представитель всей нации, а не тех, кто его избрал, и потому не зависит от избирателей, не может ими отозван.

Значение парламента в современном обществе огромно. Он является выразителем интересов различных политических сил, ареной поиска компромиссов. В ряде случаев, однако, в парламентской деятельности доминируют мелкие и мельчайшие интересы, личные амбиции, различные неформальные связи, как это бывает в странах СНГ. Мировой опыт показывает, что парламент тогда выступает подлинным представителем нации (народа), когда в его составе имеются крупные политические объединения депутатов, выражающие интересы значительных слоев общества.

Современный парламент – это «общегосударственный представительный орган, главная функция которого в системе разделения властей заключается в осуществлении законодательной власти».

 Под парламентом обычно понимают однопалатное представительное учреждение или нижнюю палату двухпалатного парламента, хотя с юридических позиций это понятие гораздо сложнее. В англосаксонском праве парламент – это триединое учреждение, включающее главу государства (монарха в Великобритании, президента в Индии), верхнюю и нижнею палаты (при этом закон может быть принят при согласии всех этих трех составных частей). В странах с влиянием англосаксонского права, где главой государства является президент и существует одна палата (например, в Танзании по конституции 1977 г.), парламент рассматривается как двуединое учреждение, состоящее из главы государства и Национального собрания. В континентальном праве, в Германии, Франции, под парламентом понимаются две его палаты, глава же государства не является составной частью парламента. Наконец, в некоторых странах (Египет) глава государства рассматривается как часть однопалатного парламента.

В настоящее время в большинстве стран действуют двухпалатные парламенты, и число палат, как правило, не превышает двух. Однако в некоторых странах Африки и Океании существуют особые палаты вождей, но они обладают только совещательными полномочиями по определенным вопросам (обычаи, культура и др.).

Палаты парламента имеют разные названия (нередко – палата депутатов и сенат), но их принято называть нижней и верхней. Последнее название имеет исторический характер, в настоящее время в большинстве стран верхняя палата обладает меньшими полномочиями, чем нижняя.

2.   Порядок формирования, полномочия

парламентов в зарубежных странах

и их палат.

Для того, чтобы парламент мог успешно реализовывать свои функции, конституции наделяют его необходимыми полномочиями, которые вместе с функциями составляют его компетенцию.

В зависимости от того, каков объем конституционной компетенции парламента, мы можем выделить три ее вида: неограниченная, абсолютно ограниченная и относительно ограниченная.

В качестве примера неограниченной компетенции парламента можно привести – Британский Парламент, о котором говорили, что он может все, кроме превращения женщины в мужчину и наоборот. Верховенство данного вида парламентов предполагает: 1) верховенство законодательства (никто, кроме Парламента, не должен обладать правом издавать законы, а законы выше по своей юридической силе, чем любые другие нормативно-правовые акты органов власти); 2) право утверждать государственный бюджет и устанавливать законы; 3) коллективную ответственность Правительства перед Парламентом; 4) право утверждать судей; 5) отсутствие других подобных конкурирующих властей. Конституция Японии 1946 года, установившая в ст. 41, что «Парламент является высшим органом государственной власти и единственным законодательным органом государства».

Примером абсолютно ограниченной компетенции можно привести французскую

←предыдущая  следующая→
1 2 3 4 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»