Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Правовое государство

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

“правильной” форме государства- политии, а за “неправильной формой правления утвердилось понятие охлократии, что означает “власть толпы”, черни, не сдерживаемой никакими законами. 

Демократия понималась как форма государства, в котором власть принадлежит всем или большинству свободных граждан, подчиняющихся закону. Такое представление о демократии сложилось вплоть до конца 19в., до времен Великой французской революции. В новоевропейской политической мысли понятие демократии было перенесено с форм на принципы политического устройства.

Формально- юридическими принципами демократического государства являются следующие:

1) признание народа высшим источником власти;

2) выборность основных органов государства;

3) равноправие граждан (прежде всего равенство избирательных прав);

4) подчинение меньшинства большинству при принятии решений.

На практике демократия не является властью народа. Народ нигде не правит. Управляют правительства, правительственные чиновники, бюрократы.

Известный французский государственный деятель, историк и литератор Алексис де Токвиль еще в 1835 году подметил, что недостатки и слабости демократического правления, легко видны, они доказываются очевидными фактами (сложность принятия решений, длительные обсуждения того или иного вопроса и т.д.), тогда как его благотворное влияние проявляется незаметным, скрытым образом. Недостатки его поражают с первого же раза, а его хорошие качества узнаются только с течением времени. Однако при всех своих недостатках настоящая демократия оставляет возможность сменить то правительство, которое не умеет управлять на благо всего народа.

Первой исторической формой демократии была античная демократия. Она достигла классических форм в Древних Афинах, городе-государстве. Время наибольшего могущества Афин и высшая точка развития демократии приходятся на эпоху Перикла. В век Перикла (5в. до н.э.) институты афинской демократии отличала наибольшая завершенность. Верховная власть в Афинах принадлежала регулярно созывающемуся народному собранию. Оно решало все вопросы, относившиеся к внутренней и внешней политике государства: выбирало должностных лиц определяло размер налогов и порядок расходования государственных средств. Право участия в народном собрании имел каждый гражданин, достигший двадцатилетнего возраста, поэтому афинская демократия называется “прямой демократией”.

Наряду с народным собранием существовал избиравшийся на демократических началах совет пятисот. Это был исполнительный орган, занимавшийся вопросами текущего управления.

Третьим важнейшим демократическим органом государственного строя Афин был народный суд (гелиэя). Аристотель изучавший политическое устройство греческих городов- государств, видел в учреждении народного суда решающий шаг к установлению демократии в Афинах.

В античном обществе гражданскими правами пользовались немногие, равенство прав и обязанностей признавалось только внутри сообщества граждан. Велика была степень контроля общества над частной жизнью индивида . Территория города- государства не должна была расширяться, иначе невозможным стало бы личное участие каждого гражданина в народном собрании. Значит и число полноправных граждан не должно увеличиваться свыше некоторого предела. Принципы и институты Афинской демократии оказались неприемлемыми в условиях появления государственных образований, распространявших свою власть на обширные территории. И все же многие символы современной демократии пришли в новую историю из Афин. Понятия верховного закона, равенство граждан перед законом, равенство политических прав стали неотъемлемой частью демократической традиции.

На Руси имела место прямая демократия. Причем народовластие зародилось раньше княжеского правления. Славянский народ, хотя и покорился князьям, но сохранил некоторые вольности и в делах и опасностях государственных сходился на общий совет. В целом на Руси вечевые собрания собирались нерегулярно, по надобности - в одну неделю могло быть несколько вечевых собраний, а иногда и целый год ни одного. Собирались чаще в случаях экстраординарных: военные неудачи, вторжение противника, недовольство деятельностью властей. Остальные вопросы, как правило, решались князем с думцами, которыми выступали “чиновники воинские и гражданские, дружина, а также градские старейшины, которые летами, разумом и честью заслужив доверенность могли быть судиями в делах народных”.

Классической своей формы вечевое правление достигло в Новгороде и Пскове. Вече в этих городах имело законодательные функции- признание князей; вело административную деятельность, избирая посадников, тысяцких, архиепископов, назначая воевод, принимая решения о строительстве городов; осуществляло судебные функции, рассматривая жалобы, составляя грамоты об удовлетворении долговых требований и т.д.

Со временем прямая демократия все реже использовалась как форма правления. На смену ей пришла представительная демократия в тех странах, которые сумели избежать диктаторской формы правления.

Представительная демократия это такая форма правления, когда граждане избирают официальных лиц для принятия политических решений. То есть, ответственность принятия решений мы передаем избранным нами гражданам, наделяя их при этом соответствующими полномочиями. Для того чтобы правительства могли принимать решения, должны существовать определенные правила, которыми они руководствуются, т.е. Конституция- основной закон государства, который устанавлмвает государственное устройство, структуру власти, а также правила принятия решений.

Большинство современных государств имеет Конституции. Конституции принимаются на длительный срок и редко изменяются, чаще всего в результате войн, революций или резких изменений политического курса страны.

Важной характеристикой демократического режима  является также то, как происходит передача власти от одного лица к другому. В монархии власть обычно передается  по наследству или в результате дворцового заговора какому-то другому лицу. В Латинской Америке сегодня во многих странах обычной формой передачи власти является путч. В демократическом обществе власть переходит мирным путем, благодаря демократическим выборам.

Современная демократия это представительство интересов, а не сословий. Как участники политической жизни, все граждане в демократическом государстве равны. С точки зрения договорной теории происхождения государства равенство политических и гражданских прав объясняется тем, что каждый из вступивших в договор индивидов считал других его участников равными себе, и только на таких условиях мог быть заключен договор, признаваемый всеми.

Равенство это двоякого рода равенство перед законом и равенство политических прав. Равенство политических прав предполагает, что каждый гражданин имеет право избирать и быть избранным; на всех в равной мере распространяются свобода слова, печати, собраний, митингов и другие права закрепляемые законом.

В демократических государствах действует принцип конституционализма, согласно которому конституция обладает высшей юридической силой по отношению ко всем правовым нормам. Для того чтобы этот принцип осуществлялся на практике, создан институт конституционного надзора. В европейских странах конституционный надзор может

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»