Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Правовое государство как институт гражданского общества

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 

власти в Российской  Федерации  относятся:

Федеральное  Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума - две палаты Собрания),  Законодательные Собрания республик, входящих в состав Российской Федерации; органы власти других субъектов  Российской  Федерации;  местные  органы  государственной власти.  К органам исполнительной власти в Российской Федерации относятся:     -- Президент Российской Федерации;

- Совет Министров Российской Федерации;

- Высшие должностные лица республик, избираемые гражданами или Законодательными  Собраниями; 

- Правительство республик;

- органы администрации других субъектов Российской Федерации.

К органам судебной власти в Российской Федерации относятся:

- Конституционный Суд Российской Федерации;

- Верховный Суд Российской Федерации;

- Высший Арбитражный Суд Российской Федерации ;

- суды республик и других субъектов РФ; 

- районные народные суды;   

- суды специальной юрисдикции.

 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Совет Федерации одобряет  законы,  принятые  Государственной  Думой.  Закон считается одобренным Советом Федерации,  если за него проголосовало более половины от общего числа депутатов либо,  если в течение четырнадцати дней он не будет рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения закона Советом Федерации палаты могут создавать согласительную комиссию  для  преодоления  возникших  разногласий, после чего закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.  Государственная Дума принимает законы  большинством голосов  от общего числа депутатов,  если иное не предусмотрено

Конституцией Российской Федерации.  Принятые законы  в  течение пяти  дней передаются на рассмотрение Совету Федерации.  Президент Российской Федерации является главой государства, гарантом Конституции  Российской  Федерации,  прав  и  свобод человека и гражданина; представляет Российскую Федерацию внутри страны и в международных  отношениях;  представляет  Государственной   Думе предложение о назначении Председателя правительства; ставит перед  Государственной  Думой  вопрос  об отставке правительства; представляет Государственной Думе кандидатуру для назначения на должность  Председателя Центрального Банка Российской Федерации и ставит вопрос перед ней об его освобождении; формирует правительство  Российской Федерации путем назначения на должность по предложению Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства, федеральных министерств; представляет кандидатуры  для  назначения  на  должность  судей Конституционного  Суда,  Верховного Суда,  Высшего Арбитражного Суда,  Генерального прокурора Российской  Федерации;  назначает судей других федеральных судов;  формирует Администрацию Президента Российской Федерации,  назначает и освобождает ее руководителя; назначает и освобождает высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации.

     Для демократического общества принцип  разделения  властей особо  важен  и значим.  Он выражает не только разделение труда между государственными органами, но и умеренность, "рассредоточенность" государственной власти, предупреждающую ее концентрацию,  превращение ее в авторитарную и тоталитарную власть. Этот принцип  в  демократическом обществе предполагает,  что все три власти одинаковы,  равновелики по силе, служат противовесами по отношению друг к другу и могут "сдерживать" одна другую, не допускать доминирования одной из них.  Например,  превращения управленческой  власти  в  авторитарную,  а  законодательной - во

"всевластие",  в тоталитарную власть, подчиняющую себе и управление, и правосудие.

Но даже если соблюдено тербование разделения властей,  задействована система  "сдержек  и противовесов",  то государство еще не обязательно является правовым.  Поэтому мы  переходим  к следующему признаку правового государства.

                            

.

                                - 14 -

                       Верховенство закона.

     В правовом  государстве  ни  один  государственный  орган, должностное лицо,  коллектив или общественная  организация,  ни один человек не вправе посягать на закон.  За его нарушение они несут строгую юридическую ответственность.  Когда мы ведем речь о верховенстве закона как нормативно-правового акта, обладающего высшей юридической силой, то имеем в виду, что все подзаконные акты должны строго соответствовать ему,  а должностные лица не уклонятся от его исполнения и тем  более   9не  н 0арушать  его. Также недопустимо "обогащать" закон подзаконными актами,  вкладывать в его содержание такой смысл,  который не был предсмотрен  законодателем.  Кроме того и все рядовые граждане должны в своем поведении руководствоваться законом.  А для этого  помимо всего прочего, они должны быть информированы о его содержании.

     Правовое государство также предполагает правовую  устойчивость Конституции.  Недопустимо ее постоянное изменение, дополнение и обновление. Ибо тогда она перестает быть Основным Законом государства, обладающим долгосрочным характером. Вот почему бесконечные изменения,  которые вносил Верховный Совет Российской  Федерации в Конституцию Российской Федерации противоречили природе правового государства и делали нестабильной внутриполитическую обстановку в обществе. Если конституция выражает государственную волю общества,  то ее изменение,  обновление должно осуществляться в соответствии с ней, а не волей.

     Укрепление законности остается актуальнейшей задачей,  ибо это - центральная категория правового государства.  Новая Конституция Российской Федерации в соответствии с принципом  разделения  властей внесла коррективы в иерархию нормативно-правовых актов.  Конституцией Российской Федерации к федеральным законам

отнесены:  федеральные конституционные законы и федеральные законы.  Статья 76 устанавливает,  что по предметам ведения  Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы.  По предметам совместного ведения Российской  Федерации и субъектов Федерации - федеральные законы и

принимаемые в соответствии с ними  законы  и  иные  нормативные правовые  акты  субъектов Федерации.  Вне пределов ведения Российской Федерации субъекты Федерации  осуществляют  собственное правовое  регулирование.  К  правовым актам субъектов Федерации отнесены конституции республик, уставы краев, областей, городов федерального  значения,  автономных областей и автономных округов,  законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации.

     Все правовые акты,  издаваемые в Российской Федерации,  не могут противоречить Конституции Российской Федерации, федеральные  законы  не могут противоречить федеральным конституционным законам (ст.76,  ч.3).  Законы и иные нормативные правовые акты субъектов Федерации не могут противоречить федеральным законам. В случае противоречия между федеральным законом и  иным  актом, изданным в Российской Федерации, действует федеральный закон.

     Федеральные конституционные  законы принимаются по следующим вопросам:  о статусе субъекта Федерации,  о референдуме,  о порядке деятельности Правительства РФ (ст.114, ч.2); о судебной системе РФ (ст.118,  ч.3), о полномочиях, порядке образования и деятельности  КС  РФ,  о порядке введения военного положения на территории РФ или в отдельных ее местностях (ст.87) и др.

     Предусмотрено принятие  федеральных  законов  по вопросам: реализации прав и свобод человека и гражданина,  закрепленных в главе 2;  статуса столицы

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»