Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Свобода экономической инициативы как гарантия правового государства

←предыдущая следующая→
1 2 3 

спо­собствовать ее вхождению в мировую экономику.

            Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в Рос­сии неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства,  обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры.

            Так, они отмечают наличие в России противоречащих  друг  другу  и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений,  касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями.  На такие принципиальные вопросы,  как право собственности на землю, механизмы реализации зало­говых форм,  иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. На­логовая система не стимулирует инвестиционную активность.

            Недостаток коммерческой  информации о рынке в России,  регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе  также является препятствием на пути иностранного инвес­тирования в экономику России,  особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм.

            Несмотря на большое количество потерь страны на пути к рынку,  не стоит терять надежды на лучшее.  Ведь дело в том,  что России  присущи свои специфические качества. Россия - уникальная страна со своими осо­бенностями.

ОСОБЕННОСТИ, ПРОБЛЕМЫ  И ОБЪЕКТИВНЫЕ ТРУДНОСТИ

ПЕРЕХОДА РОССИИ К РЫНКУ

            Существуют специфические  проблемы  в  области  перехода к рынку: очень трудно переходить к рынку в стране, которая раньше в полной мере не  пробовала  жить в нормальной рыночной экономике.  Последние 70 лет страна жила по законам тоталитарной экономики.  Частная инициатива ис­коренялась или существовала в тисках государственной идеологии.  Пред­пологалось,  что это даст  возможность  существованию  огромной  очень централизованной  государственной машине.  Любая другая форма экономи­ческой деятельности,  кроме работы на государственном  предприятии  и, отчасти, в кооперативах, преследовалась. Казавшаяся с виду эффективной и справедливой, государственная экономика работала не столь эффективно и не позволяла воздавать полностью за труд людей и их инициативу. Сис­тема распределения продукции не могла стимулировать увеличение ее про­изводства.  Нормой стала система распределения потребительских товаров по карточкам, талонам и др. Естественно, что такая система ограничения потребительского  спроса не давала в полной мере промышленности реаги­ровать на потребительский спрос, и это делало промышленность инертной. Промышленность выпускала по большей части продукцию,которая не отвеча­ла,  в основном,  ни по качеству, ни по количеству запросам потребите­лей.

            Это происходило потому,  что регулирующая роль цен не работала, а другого эффективного механизна регулирования и контроля не было. Неэф­фективность в использовании ресурсов, огромные государственные затраты на  оборону,  дотирование  неприбыльных  предприятий перенапрягали всю экономику. Понятно, что это проявлялось и в социальной жизни. Реальный уровень затрат был ниже, чем в странах Запада и некоторых странах Вос­тока.  Его увеличение могло привести лишь к росту денежной массы, т.к. импорт  строго  регулировался,  а  купить  что-нибудь в магазинах было трудно из-за нехватки самой продукции.  И в середине  1980-х  гг.  это привело  к  необходимости реформирования экономики путем внедрения ры­ночной экономики - с помощью хозрасчета,  самоокупаемости на предприя­тиях и т.д. Для этого были проведены определенные политические измене­ния,  но они не были эффективны - из-за огромной оппозиции со  стороны консерваторов.  Вследствие этого новый тип социализма с рыночным лицом провалился.  Последовавший затем развал социалистического лагеря и са­мого СССР добавил проблем экономике России.  Дело в том, что экономика России и республик бывшего СССР, а также стран социалистического лаге­ря были интегрированы в одну огромную систему.  Поэтому ее развал уве­личил во много раз количество  экономических  проблем.  После  провала "социализма  с человеческим лицом" единственным выбором стала "смешан­ная экономика.  Но при переходе к  решению  широкого  комплекса  общих проблем  применительно к той или иной стране требуется тщательный учет самых разнообразных специфических условий их национальных хозяйств.  К наиболее важным специфическим чертам России можно отнести следующие.

            Во-первых, специфические  стороны  менталитета  значительной части населения страны на фоне разнообразия  национальных,  этно­культурных традиций и особенностей в образе мышления, связанных с ее многонациональностью:

            - исторически  сложившаяся иерар-хичность сознания большей части населения страны, являвшейся на протяжении многих веков им­перией, крестьянский менталитет значительной части ее активно за­нятого населения и соответствующие ему культурные традиции (прав­да, существенно искаженные в последние несколько десятилетий);

       -    особо    укоренившаяся    нерыночность и даже в  о пределенном

             смысле антирыночность мышления;

        - глубокий  след  в мышлениии хозяй-ственной практике  страны оставила практика псевдопланирования. Она выражается в стремлении заформализовать все стороны социальной и даже личной жизни  граж­дан,  в  безразличии  к  социальному расточительству,порожденному люмпенизацией населения  (насильственным  лишением  его  реальной собственности),  в  значительной cтепени квазиинформативности ин­формационных систем (особенно в случаях, когда речь идет о состо­янии хозяйства), отсутствии заинтересован-ности существенной части          насе-ления в получении правдивой информации,  в неспособности  или нежелании  критического анализа и практического использования ин­формации.

            Во-вторых, огромные масштабы страны с широкой гаммой природ­но-географических и климатических условий, обусловливающие прежде всего огромную инерционность хозяйственного потенциала.

            В-третьих, специфическая уникальная многонациональность, вы­ражающаяся в том, что, по существу, страна представляет собой со­вокупность национальных этнокультурных регионов, скрепленных еди­ной  системой  самых разнообразных связей - социальных,политичес­ких, экономических и др. Эти три главные черты дополняются други­ми,  по сути, вытекающими из них производными - особенностями ус­ловий переходного периода,  заставляющими с большой осторожностью и тщательным расчетом подходить к проблеме восстановления естест­венно-национальной хозяйственной модели в России. Среди производ­ных специфических черт можно выделить следующие:

- укорененность  плановых  структур и глубокая милитаризация хозяйства, носящая крайне экстенсивный характер, и связан­ная  с  этим  гигантская  диспропорциональность в наиболее важных аспектах:

                            * "потребление - накопление",

                                                   * "военная - гражданская сферы        производства",

                                                   * "промежуточный  - конечный продукт",

                                                   *  и др.;

- низкие  технический  и технологический уровни гражданского производства,  связанные с неповоротливостью и  закостене­лостью  хозяйственной системы,  высокая степень обветшания основных фондов,  их физический и моральный износ (послед­нее связано с ресурсорасточительством и экологическо безо­пасностью);

- доведенное до крайней степени нищеты состояние  социальной сферы, выражающееся в общей нищете большей части населения при значительных разрывах в доходах на душу  населения 

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»