Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Теория государства и права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

заместителей Председателя Правительства Российской Федерации, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назначения на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, а также кандидатуру Генерального прокурора  Российской Федерации; вносит в Совет Федерации предложение об освобождении от должности Генерального прокурора Российской Федерации; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности Российской Федерации, статус которого определяется Федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину Российской Федерации;

и) формирует Администрацию Президента Российской Федерации;

к) назначает и освобождает полномочных представителей Президента Российской Федерации;

л) назначает и освобождает Высшее командование Вооруженных Сил Российской Федерации;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответствующими комиссиями палат Федерального Собрания дипломатических представителей Российской Федерации в иностранных государствах и международных организациях.

В этой статье Конституции излагается лишь часть полномочий Президента Российской Федерации, относящихся главным образом к его назначать или участвовать в назначении ряда высших должностных лиц, занимающих ключевые позиции в государственном аппарате. Иные полномочия Президента закреплены в статьях гл.4 Конституции (ст.84-90).

Обращаясь к полномочиям Президента Российской Федерации, связанным с назначением должностных лиц, следует обратить снимание на то, что Конституция предусматривает различные формы их назначения. Некоторые из должностных лиц назначаются и освобождаются от должности Президентом непосредственно, другие - по представлению или после консультации с соответствующими органами или по их предложению. В отношении ряда других должностных лиц Президент имеет право предлагать кандидатуры для назначения Государственной Думе или Совету Федерации.

Статья 92

1. Президент Российской Федерации приступает к исполнению полномочий с момента принесения им присяги и прекращает их исполнение с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом Российской Федерации.

2. Президент Российской Федерации прекращает исполнение полномочий досрочно в случае его отставки, стойкой неспособности по состоянию здоровья осуществлять принадлежащие ему полномочия или отрешения от должности. При этом выборы Президента Российской Федерации должны состояться не позднее трех месяцев с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

3. Во всех случаях, когда Президент Российской Федерации не в состоянии выполнять свои обязанности, их временно исполняет Председатель Правительства Российской Федерации. Исполняющий обязанности Президента Российской Федерации не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре положений Конституции Российской Федерации.

Комментируемая статья устанавливает время исполнения Президентом Российской Федерации его полномочий, обстоятельства, влекущие за собой досрочное прекращение им полномочий, а также последствия временной неспособности Президента выполнять свои обязанности.

В соответствии с п.1 данной статьи Президент приступает к исполнению своих обязанностей с момента принесения им присяги, текст которой и обстановка ее принятия установлены в ст. 82 Конституции.

Этому предшествует определение Центральной избирательной комиссией результатов выборов Президента, причем избранным считается кандидат на должность Президента, который получи более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Если же ни один из кандидатов не собрал нужного числа голосов, назначается повторное голосование по двум кандидатам, получившим наибольшее число голосов. При этом избранным считается кандидат, получивший при голосовании большее число голосов.

Исполнение полномочий Президента прекращается с истечением срока его пребывания в должности с момента принесения присяги вновь избранным Президентом. Указание, что Президент приступает к исполнению обязанностей "с момента" принесения присяги прекращает их исполнение опять же "с момента" принесения присяги вновь избранным Президентом, подчеркивает очень важное для государства обстоятельство, которое заключается в том, что исполнение обязанностей Президента, в принципе, вообще не прекращается. Меняются только лица, исполняющие обязанности Президента.

Президент, как и любой человек, может оказаться в таком состоянии, когда исполнение им своих обязанностей невозможно. Часть 2. Комментируемой статьи определяет три случая досрочного прекращения Президентом своих полномочий.

Во-первых, это его отставка. Представляется, что она может быть инициирована только лично Президентом.

Во-вторых, это стойкая неспособность Президента по состоянию здоровья исполнять свои обязанности. Конституция и российские законы не дают толкования этого понятия.

Очевидно, стойкая неспособность по состоянию здоровья исполнять свои обязанности означает такое состояние здоровья, при котором человек не только не может исполнять обязанности в данный момент, но и не сможет их исполнять и в будущем. Таким образом, под это понятие не подпадает временное расстройство здоровья. Лаконичны по аналогичным вопросам конституции и законы зарубежных государств. Так, в Конституции США (поправка ХХV, раздел 4) указано: «Всякий раз, когда Вице-президент и большинство основных должностных лиц исполнительных департаментов или другого: такого органа, который может быть предусмотрен Конгрессом посредством закона, передают Председателю pro tempore  Сената и Спикеру Палаты представителей письменное заявление о том, что Президент не способен осуществлять свои должностные полномочия и, обязанности, Вице-президент немедленно принимает на себя его должностные полномочия и обязанности в качестве исполняющего обязанности Президента».

В нашей стране соответствующих правовых норм нет, однако очевидно, что констатация неспособности Президента по состоянию здоровья исполнять свои обязанности не может быть произведена без участия медиков и авторитетных государственных органов.

В-третьих,  это отрешение от должности. Условия и порядок отрешения от должности изложены в ст. 93 Конституции (см. комментарий к ст. 93).

При досрочном прекращении Президентом своих полномочий по основаниям, определенным в ч. 2 ст. 92 Конституции, выборы Президента должны состояться не позднее чем через три месяца с момента досрочного прекращения исполнения полномочий.

При очередных выборах в соответствии со ст. 4 Федерального закона "0 выборах Президента Российской Федерации" со дня назначения выборов до дня выборов должно пройти не менее четырех месяцев.

Поскольку исполнение полномочий Президента не должно прерываться, п. 3 комментируемой статьи предписано, что в случае досрочного их прекращения обязанности Президента временно, т.е. до избрания нового Президента, исполняет Председатель Правительства, Российской Федерации.

Однако в соответствии с ч. З ст. 92 исполняющий обязанности Президента Российской Федерации несколько ограничен в выполнении президентских функций. Он не имеет права распускать Государственную Думу, назначать референдум, а также вносить предложения о поправках и пересмотре Конституции Российской Федерации. Указанные выше ограничения прав исполняющего обязанности Президента обусловлены рядом обстоятельств. Предоставление права распускать Государственную Думу противоречило бы принципу разделения властей, закрепленному в ст. 10 Конституции, поскольку Председатель

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»