Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Теория государства и права /

Теория государства и права

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 

гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления.

В этой статье раскрывается смысл местного самоуправления. Самостоятельное решение населением вопросов местного значения - вот суть местного самоуправления. Никто, никакой орган не вправе вмешиваться в решение этих вопросов субъектами местного самоуправления, утверждать, отменять или приостанавливать действия их актов, если они приняты в рамках закона (см. комментарий к ст. 12). Естественно, это относится к проблемам, которые имеют местное значение. Их перечень определяется федеральными законами, законами и другими нормативными актами субъектов Федерации (см. комментарий к от. 132).

Конституция связывает самостоятельное решение населением вопросов местного значения с самостоятельным владением, пользованием и распоряжением муниципальной собственностью. И это оправдано, поскольку самостоятельность действий и решений невозможна без существенной базы. В сущности, важнейшую содержательную сторону решений,  связанных  с обеспечением жителей городов и сел, составляют именно отношения собственности. Реальность местного самоуправления обеспечивается, во-первых, наличием в руках субъектов самоуправления собственности, во-вторых, эффективных участием органов самоуправления в определении ее по объектного состава и, в-третьих, обеспечением правового статуса этой собственности как таковой.


Статья 131

1. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Структура органов местного самоуправления определяется населением самостоятельно.

2. Изменение границ территорий, в которых осуществляется местное самоуправление, допускается с учетом мнения населения соответствующих территорий.

В этой статье определяются территориально-организационные основы местного самоуправления. В пределах каких территорий действует самоуправление? В каком порядке могут изменяться эти пределы? На эти вопросы дает ответ данная статья.

Согласно ч. 1 ст. 131 местное самоуправление осуществляется прете всего в городских и сельских поселениях, т.е. в городах, поселках, селах, деревнях. Там, где человек живет, там, где у него складываются и реализуются повседневные, "корневые" интересы, именно там и организуется местное самоуправление. Таков принципиальный подход к организации местного самоуправления, закрепляемый Конституцией.

Однако в комментируемой статье говорится, что местное самоуправление осуществляется "и на других территориях". Здесь нет указания, на каких именно. Значит, речь может идти о территориях как меньших так и больших, чем территории городских или сельских поселений. Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" связывает самоуправленческие территориальные единицы с понятием "муниципальное образование". Под ним понимаются городское, сельское поселение. Несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, в пределах которой осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.

Самоуправление на территории муниципального образования не идентично территориальному общественному самоуправлению, под которым понимается самоорганизация граждан по месту их жительства на части муниципального образования (территориях поселений, не являющихся муниципальными образованиями, микрорайонов, кварталов, улиц, дворов и др.) для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения непосредственно самими же гражданами или через создаваемые ими органы территориального общественного самоуправления.

Территориальное общественное самоуправление, как правило, не имеет муниципальной собственности и местного бюджета, хотя и может обладать определенным имуществом и пользоваться правами юридического лица. Выполнение решений, принимаемых структурами территориального общественного самоуправления, обеспечивается мерами общественного воздействия. Они принимаются по сравнительно несложным вопросам. Функции местного самоуправления в муниципальных образованиях более трудны, их объем значительней, поэтому в их реализации относительно большее значение приобретают органы местного самоуправления - представительные и другие, а выполнение их решений гарантируется не только мерами общественного воздействия, но и усилиями государственных правоохранительных органов.

Статья 132

1. Органы местного самоуправления самостоятельно управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка, а также решают иные вопросы местного значения.

2. Органы местного самоуправления могут наделяться законом отдельными государственными полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств. Реализация переданных полномочий подконтрольна государству.

В ч. 1 данной статьи дается перечень важнейших вопросов местного значения, решаемых органами местного самоуправления. Сопоставляя содержащиеся здесь нормы с нормами ст. 130, где говорится о возможности решения подведомственных местному самоуправлению дел непосредственно населением, можно сделать однозначный вывод, что основной объем этих дел приходится все же на долю структур, специально для этого создаваемых.

Приведенный в комментируемой статье перечень - открытый, т.е. кроме указанных в нем вопросов управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, установления местных налогов и сборов, осуществления охраны общественного порядка предполагается решение органами местного самоуправления "иных вопросов местного значения". Причем названные вопросы главным образом связаны с материально-финансовым обеспечением местного самоуправления. Если исключить из этого перечня охрану общественного порядка, конкретные направления деятельности органов местного самоуправления представить трудно. Полностью, детально они определяются федеральными законами и законами субъектов Федерации.

Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" относит к вопросам местного значения, решаемым муниципальными образованиями, следующие:

принятие и изменение уставов муниципальных образований, контроль за их соблюдением;

владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью;

местные финансы, формирование, утверждение и исполнение местного бюджета, установление местных налогов и сборов, другие  финансовые вопросы местного значения;

комплексное социально-экономическое развитие муниципального образования;

содержание и использование муниципального жилищного фонда и муниципальных нежилых помещений;

организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений дошкольного, основного общего и профессионального образования;

организацию, содержание и развитие муниципальных учреждений здравоохранения, обеспечение санитарного благополучия населения;

охрану общественного порядка, организацию и содержание муниципальных органов охраны общественного порядка, осуществление контроля за их деятельностью;

создание условий для жилищного и социально-культурного строительства;

организацию, содержание и развитие муниципальных энерго-, газо-, тепло- и водоснабжения и канализации;

муниципальное дорожное строительство и содержание дорог местного значения;

благоустройство

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»