←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
основе которого лежат общественные отношения первобытного строя.*** Существует так же мнение, что кровная месть – явление биосоциальное. О.Ф. Шишов ссылается в своей работе на А.С. Шляпочникова, который считал, что биологизация кровной мести лишает нас возможности не только понять последующую замену её в классовом обществе уголовным наказанием, качественно от неё отличающимся, но и постепенное ограничение кровной мести уже в пределах родового строя принцепом – талиона, то есть нанесением равного ущерба, её полную замену в последствии системой выкупа, причина этих
*М. Д. Шаргородский. Наказание, его цели и эффективность. Л: изд-во Л ун-та, 1973.стр 31 – 33.
** О.Ф. Шишов. Смертная казнь в истории России\\ Смертная казнь: за и против.М. 1989. Стр 13 и далее.
*** Р.Л. Хачатуров. Отказ от смертной казни в праве Древней Руси\\……….. стр 32.
изменений заключается не в абстрактной “ природе” человека, а в изменении материальных условий существований родового общества по мере его развития. С возникновением частной собственности, классов и государства кровная месть преобразовалась в уголовное наказание.
Кровная месть существовала и в Древней Руси, сведенья о которой мы можем подчеркнуть из древнерусских летописей и сочинений иностранных авторов. Обычай кровной мести, перешедший из первобытного строя, был санкционирован, затем ограничен и отменён Древнерусским государством. XI веке Русская Правда запретила кровную месть, не предусмотрев смертную казнь.**“Повинную голову мечь не сечёт” – эта Русская пословица как нельзя лучше характеризует закон того времени.
Впервые в истории русского государства смертная казнь была закреплена в 1398 году в Двинской уставной грамоте, юридически оформлявшей вхождении Двинской земли в состав Московского государства.***
В статье 5 этого документа предусматривается назначение смертной казни только в одном случае – за кражу, совершённую в третий раз.
· Р.Л. Хачатуров. Отказ от смертной казни в праве Древней Руси. Стр 384.
** О.Ф. Шишов. Смертная казнь в истории Руси. Стр 14 и далее.
Законодатель вероятнее всего исходил из того принципа, что человек, совершивший три кражи, совершит её и в четвёртый раз. Интересно отметить, что убийство смертной казнью не наказывалось.
Распространению смертной казни на Руси в не малой степени способствовали и татаро-монгольские завоеватели, чьи обычаи и писаные законы в довольно большом объёме предусматривали этот вид наказания.
Ещё более расширилась сфера применения смертной казни в Судебниках 1497 и 1550 годов, принятых при Иване III и Иване IV соответственно. Так, по последнему Судебнику смертная казнь назначалась: за первую кражу, если вор пойман с поличным или признался под пыткой; за вторую кражу или второе мошенничество, если вор признался, за разбой или иное “лихое” дело; если преступник “ведомый лихой” и, наконец, за убийство.
Судебник предусматривал два вида процесса, по которому должен быть судим обвиняемый: розыскной (инквизиционный) для “лихих” и состязательный (судебный) для людей, признаных “добрыми”. Расправляясь с неугодными боярами, Иван Грозный прибегал к смертным казням, которые приняли невиданный до этого на Руси размах. Довольно широко была представлена смертная казнь в Уложении 1649 года, принятом при Алексее Михайловиче Тишайшем. Оно представляло собой свод законов крепостнической России отражавших и закреплявших феодально – помещечьи отношения. Смертная казнь являлась основным видом уголовного наказания и устанавливалась за очень многие преступления (по различным сведеньям от 54 до 64). В первую очередь это были преступления религиозные и государственные: убийство и покушение на убийство царя, а так же приготовления к нему, бунт, измена, поджог с целью измены, заговор против царя и близких ему людей, выезд в другие государства с целью измены царю, поджог царских грамот, подделка денег, хранение подложных царских грамот и даже обнажение оружия в присудствии царя. Смертельными преступлениями против церкви были богохульство, церковный мятеж, учинение драки в церкви повлёкшее убийство, обращение в бусурманскую веру путём насилия и обмана.
Также смертной казнью карались особо опасные преступления против личности и собственности:убийство, поджог,повторный разбой,укрывательство опасных преступников,износилование ратными людьми, мучительство, торговля табаком.
Широко применялась смертная казнь по жребию. Так, за драку на споных землях двадцатого по жребию убивали. Такое обилие санкций, предусматривающих смертную казнь обосновывалось государственными и общественными интересами.
И все же смертная казнь в эту эпоху применялась значительно реже, чем предусматривалось законом, и зачастую заменялась другими наказаниями, а за многие виды преступлений вообще не применялась. Это говорит о том, что в Петровскую эпоху идея усстрашения достигла своего эпогея.
Воинский артикул предусматривал три вида смертной казни: аркебузирование или растрел ( для военнослужащих ), обезглавливание и повешение.
Исключительной жестокостью характеризавалась уголовное заканодательство периода царствования Анны Ионановны ( 1730 –1740). Система наказания включала в себя смертную казнь в виде отрубания головы , повешения , колесования, сажания на кол и сожжения, а также подвешения на крюк за ребро.Смертная казнь считалась лучшим средством для достижения порядка и справедливости. По рекомендации представителей церкви она могла применяться к лицу достигшему двенадцатилетнего возраста .
Через три года после восшествия на престол дочь Петра Елизавета в опубликованном 7 мая 1744 года Сенатском указе предписала прекратить экзекуции над осужденными к смертной казни , заменить эту меру другими мерами наказания. Однако этот указ не отменял смертную казнь , а лишь приостанавливал действие этого вида наказания до следующего указа . Это привело к тому, что тюрьмы стали переполняться людьми, осужденными к этому наказанию. В 1754 году издается указ, в котором подтверждается приостановление действия смертной казни, а чтобы преступники не оставались безнаказанными предписывалось их ссылать, наказывать кнутом, рвать ноздри и клеймить. Проект нового уложения, представленного в Сенат в 1755 году кодифинационной комиссией вновь закреплявший смертную казнь, Елизаветой утвержден не был. Таким образом, формально смертная казнь была исключена, но оставалась в замаскированном виде – в форме засечения кнутом, плетьми, батогами, розгами.
В эпоху Екатерины II законодательство в отношении смертной казни не претерпело никаких изменений. Хотя сама императрица уделила большое внимание этой проблеме в своем Наказе 1764 года, идеи его не повлияли на законодательство о смертной казни и практику ее применения в этот период. Возможно, причиной этому было двойственное отношение к смертной казни Екатерины. С одной стороны она была противницей этого вида наказания, с другой допускала ее применение, рассматривая казнь
←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5
|
|