Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Уголовный процесс /

Тактические приемы и комбинации допроса подозреваемого и обвиняемого

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 

проведенном в определенный день. Этому всег­да предшествует тщательная подготовка, глубокое изучение особен­ностей личности допрашиваемого. Полученная на таком допросе информация после соответствующей проверки нередко становится ос­новой обвинительного заключения, и следствие уже не зависит от по­зиции обвиняемого – признает он вину в дальнейшем или нет.

По данным Н.Н. Китаева, из 36 случаев экспериментального про­ведения допросов лиц, совершивших тяжкие преступления против личности, в 28 случаях (78%) были получены подробные показания о содеянном, хотя ранее допрашиваемые лгали либо вообще отказыва­лись от контакта со следователем. В 8 случаях (22%) обвиняемые позицию не изменили, но допустили ряд проговорок, свидетельствую­щих об их непосредственной причастности к преступлению. Эти проговорки, запечатленные на аудиограммах и видеозаписях, использова­лись следователями в дальнейшем для изобличения виновных.

По тактическим соображениям во всех случаях допрашиваемые не информировались, что момент интенсификации работы с ними прихо­дился на рассчитанные специалистом дни. Наличие адвоката на допросе не мешало получению подробных правдивых показаний от обвиняемого.

3.4. Использование музыкального и запахового фона

Создание и использование соответствующего музыкального фона – один из приемов допустимого воздействия на дающего лож­ные показания обвиняемого во время его допроса. Этот прием основы­вается на положении о том, что музыка способна воздействовать на эмоциональную сферу человека. Она может возбуждать и успокаи­вать, вызывать напряжение и чувство безопасности, пробуждать ак­тивность и расслаблять, вселять мужество и делать покорным, приво­дить в экстаз и погружать в меланхолию.

Влияние музыки на человека во многом зависит от конкретных жизненных условий, в которых он оказался. Лица, содержащиеся под стражей, испытывают так называемый сенсорный голод. Они ощуща­ют гораздо меньше внешних раздражителей по сравнению с теми, кто находится на свободе. Поэтому арестованные могут повышенно реаги­ровать и на такой раздражитель, как музыка. Почти у каждого обвиня­емого есть любимые музыкальные произведения, прослушивание которых доставляет ему удовольствие, повышает настроение либо по­гружает в раздумье и грусть, заставляет вспомнить приятное или пе­чальное прошлое, связанное с данной мелодией. Музыка ассоциатив­но возбуждает соответствующие мысли и чувства, формирующие оп­ределенное поведение. Внутренняя установка обвиняемого на дачу ложных показаний может нейтрализоваться (хотя бы на некоторое время) более сильным музыкальным влиянием.

Использование музыки может быть успешным лишь тогда, когда хорошо изучена личность обвиняемого (подозреваемого), определены особенности его эмоциональной сферы, темперамента (данное требование относится и к условиям применения иных тактических приемов, о которых идет речь). Установлено, что у людей с сильным типом нервной системы повышается реакция на музыку в присутствии посторонних лиц, а у обладателей слабого типа — понижается. Для представителя сильного типа нервной системы (сангвиник, холерик) предпочтителен громкий музыкальный фон. Людям же со слабым типом нервной системы, самоуглубленным, чуждающимся других (меланхоликам), свойствен­на высокая чувствительность, и сила музыкального звучания для них должна быть небольшой.

Необходимым условием для применения музыки при допросе яв­ляется обстановка, располагающая к доверительности. В помещении, где работают другие лица, такая обстановка не может быть создана. Поэтому с обвиняемым желательно остаться наедине. Го­товясь к допросу, следует исходить из принципа подборки любимых музыкальных произведений допрашиваемого.

Применение музыки в изложенной ситуации не может быть расце­нено как разновидность психического насилия, так как речь идет о вызове положительных эмоций, нравственно очищающих обвиняемо­го. Недаром психотерапевты трактуют музыкотерапию как вид эстетотерапии, как бессловесное внушение определенного настроения, под­нимающего больного над своими переживаниями.

Применение музыки на допросе обвиняемого не противоречит УПК, нормам этики, а является одним из правомерных тактических приемов, способствую­щих получению правдивых показаний.

Известно, что обонятельные ощущения человека, наравне со слухо­выми и зрительными, играют огромную роль в его жизни. Запахи спо­собны создавать или удерживать определенные настроения, устанав­ливать модели поведения, они влияют на работоспособность человека, его сердечно-сосудистую систему, внутричерепное давление, тонус мускулатуры, зрение, слух, пульс, сексуальное чувство. Существует много запахов, характер которых меняется в зависимости от концент­рации. Очень часто люди с одинаковой остротой обоняния по-разно­му воспринимают запах одного и того же вещества. Обонятельные ощущения наиболее остры в теплую влажную погоду, при хорошем освещении. Обонятельная чувствительность повышается в начале дня и к вечеру.

Обоняние более тесно связано с эмоциональной сферой человека, чем другие чувства, так как почти всякое обонятельное ощущение об­ладает более или менее ярко выраженным характером приятного и неприятного. Для многих людей обоняние – чувство, рождающее больше всего воспоминаний. Это объясняется тем, что механизм обо­няния тесно связан с той частью мозга, которая управляет памятью и эмоциями.

В источниках, посвященных тактике и методике допроса обвиняе­мых, почти не встречается рекомендаций, учитывающих своеобразие половой принадлежности допрашиваемых. В то же время психологи и физиологи указывают на особую восприимчивость женщин к запахам, роль обоняния в изменении женского поведения.

В 1974-1990 гг. в прокуратуре Иркутской области более 40 раз успешно демонстрировались парфюмерные запахи во время допро­са женщин, арестованных за совершение тяжких преступлений и от­рицавших свою вину. Такому допросу всегда предшествовали опера­тивно-следственные мероприятия по сбору информации, характери­зующей личность допрашиваемых. Во всех случаях использовались сведения о любимых духах обвиняемой, устанавливались ассоциатив­ные причины этого (получения духов от любимого человека и т.п.).

Тактические условия применения запахов основывались на поло­жениях о том, что сила, резкость и характер запаха духов ощущается не сразу, а по истечении 3 - 5 минут. Наиболее характерные свойства запаха проявляются только через 15 - 20 минут. Специалистами этот запах называется основным, срединным - именно он сохраняется в течение длительного времени.

С учетом приведенных рекомендаций допросы обвиняемых прово­дились в период с 17 до 21 часа, для создания доверительной обста­новки в кабинете находился один следователь. За 10 минут до приво­да обвиняемой в кабинет следователь опрыскивал соответствующими духами кусок шерстяной ткани, помещаемой затем под стол. Для ис­ключения посторонних раздражителей кабинет предварительно про­ветривался, на время допроса отключался телефон. Допросы длились от 2 до 4 часов. В начале обвиняемой напоминалось о положительных моментах в ее прошлой жизни, о семье и близких, к которым она может со временем вернуться, передавались письма от родных. Прак­тика показывает, что в большинстве случаев достаточно даже неболь­шого количества запаха - напоминания о прошлой жизни, чтобы эмо­циональное воздействие слов следователя неизмеримо усилилось, подтолкнуло человека к признанию. При этом во всех эпи­зодах никто из допрошенных не догадался о специальном применении запахов.

3.5. Допрос с применением наркотических средств

В полицейской практике США при допросах давно проводятся эксперименты с наркотиками. Допрашиваемым вводят в вену

←предыдущая следующая→
... 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»