Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде"

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

 

  МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.Ломоносова

                 Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде."

                                        Реферат студента ? курса

                                         ? кафедры ? факультета

                                           Иванова

                                  

                                1996


                              - 2 -

                                  

                                       " Боги приговорили Сизифа

                                 поднимать  огромный  камень  на

                                 вершину горы,  откуда эта глыба

                                 неизменно  скатывалась вниз.  У

                                 них  были  основания  полагать,

                                 что нет кары ужасней,  чем бес-

                                 полезный и безнадежный труд."

                                    А.Камю "Миф о Сизифе."

                   Абсурд и Самоубийство.

 На первый взгляд - мораль сей басни,  - тщетность бытия. Но ос-

 новная проблема экзистенциализма формулирутся  (в  частности  и

 Камю)  иначе - это проблема самоубийства,  решение которой дает

 ответы на самые загадочные стороны бытия.  Вопрос, что есть са-

 моубийство,  обращен  непосредственно к бытию и может считаться

 одним из основных вопросов любой философии в той мере,  в какой

 она  стремится  к диалогу с истиной и оправданию своей почетной

 обязанности,  - представлять Человека в этом, если хотите, спо-

 ре.

  Во первых,  Камю рассматривал самоубийство как  индивидуальный

 акт:  "самоубийство подготавливается в безмолвии сердца" (здесь

 и далее в кавычках - слова Камю в пересказе близком к  тексту).

 Во вторых,  то что называется причинами - обычно всего лишь по-

 вод.  Таким образом,  Камю медленно переходит к  основной  теме


                              - 3 -

 своей работы - теме абсурда в жизни.

  Не будем забывать,  что здесь перед нами  более  Камю-психолог

 чем философ,  и обратимся к чувствам. Ведет ли абсурд к смерти?

 Мы можем,  например,  вычитать,  что чувство абсурдности -  это

 разлад  между человеком и жизнью:  "когда очевидность и восторг

 уравновешивают друг друга,  мы получаем доступ и к эмоциям и  к

 ясности". За этим следует философский вопрос в лучших традициях

 герменевтики:  "не следует ли за заключением абсурдности  быст-

 рейший выход из этого состояния?" Многие отвечающие "нет" дейс-

 твуют так,  как если бы сказали "да";  и  наоборот,  самоубийцы

 часто уверены,  что жизнь имеет смысл. И взгляд на жизнь как на

 бессмыслицу совсем не равен утверждению, что она не стоит того,

 чтобы ее прожить. " Нюансы, противоречия, всеобъясняющая психо-

 логия,  умело привнесенная "духом объективности",  - все это не

 имеет ничего общего с этим страстным исканием (имеются виду ис-

 кания - "куда же ведет абсурд?"), ему потребно неправильное, то

 есть логическое мышление".

                     Абсурдные стены.

  " Чувство абсурдности неуловимо в тусклом свете своей атмосфе-

 ры". Можем найти, что такое атмосфера чувства по Камю: "большие

 чувства,  -  целая вселенная.Наделенная собственной аффективной

 атмосферой, эта вселенная предполагает наличие определенной ме-

 тафизической системы или установки сознания".  Хотелось бы под-

 черкнуть здесь слово "собственной",  поскольку "определенность"

 вводится по законам самой этой "вселенной".


                              - 4 -

  Неуловимость же заслуживает отдельного внимания.  Уловимость -

 практическая оценка. Чувства же, которые недоступны нам во всей

 своей глубине,  частично отражаются в  поступках,  в  установке

 созннания,  необходимых  для того или иного чувства.  Тем самым

 задается метод, но это метод анализа, а не познания в том смыс-

 ле, в котором последнее трактовалось выше. Метод познания пред-

 полагает метафизическую доктрину,  которая  заранее  определяет

 выводы,  вопреки  всем заверениям в безпредпосылочности метода,

 что,  собственно не так страшно,  но только не в нашем  случае.

 Может  все-таки удастся раскрыть неуловимое чувство абсурдности

 в родственных мирах умопостижения искусства жизни? Начнем с ат-

 мосферы абсурда. Конечная цель - постижение вселенной абсурда.

  " Начало всех великих мыслей - ничтожно.  В  этом  -  парадокс

 скуки."  Далее Камю замечает,  что ощущение абсурда рождается с

 ощущением возраста,  поскольку элементарность и  определенность

 происходящего - содержание абсурдного чувства.  Пока разум мол-

 чит, погрузившись в недвижный мир надежд, все упорядочивается и

 отражается  в  единстве его ностальгий.  При первом же движении

 этот мир дает трещину.

  Какой же  вывод  из этих рассуждений об ограниченности разума?

 Отчуждаемый от самого себя и от мира, вооруженный на любой слу-

 чай мышлением, которое само себя отрицает в самый миг собствен-

 ного утверждения (в круге первом - в  подходе  к  истинности  и

 ложности,  во втором - в преодолении всеединства;  чистый разум

 "испорчен" желанием ясности в том,  где проявление абсурда -  в

 незаполняемости рва между собственным существованием и содержа-

 нием, вкладываемым в него, действительно, как может быть смерт-


                              - 5 -

 ным мыслящее существо),  - что это за удел,  если я могу прими-

 риться с ним лишь отказавшись от знания и жизни, если мое жела-

 ние всегда наталкивается на непреодолимую стену?  Значит желать

 - вызывать к жизни парадоксы.  Все устроено так, чтобы родилось

 это  отравленное  умиротворение,  дающее  нам беспечность,  сон

 сердца и отречение смерти.

  Абсурдно столкновение  между  иррациональностью и исступленным

 желанием ясности. Абсурд здесь равно зависит и от человека и от

 мира,  и пока что - он единственная связь между ними. Последнее

 утверждение можно рассматривать как кредо  французского  экзис-

 тенциализма,  когда  подобный  постулат о месте человека в мире

 приводит к идее абсурда,  как особой "душе" мира,  самодвижимой

 подобно  душе  человека.  Так от парадоксальной природы желаний

 автор переходит к главному вопросу: "почему сердце не сгорает в

 миг появления чувства абсурда?"

                    "Остановка в пустыне."

                    

 Хайдеггер говорил:  " забота - краткий миг страха". Обращение к

 смерти - это краткий миг заботы, голос тревоги, заклинающий эк-

 зистенцию вернуться к самой себе.  И это путь экзистенциализма:

 Ясперс искал нить Ариадны,  Кьеркегор не только искал  абсурда,

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»