←предыдущая следующая→
1 2 3
МОСКОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ имени М.В.Ломоносова
Альбер Камю "Миф о Сизифе. Эссе об Абсурде."
Реферат студента ? курса
? кафедры ? факультета
Иванова
1996
- 2 -
" Боги приговорили Сизифа
поднимать огромный камень на
вершину горы, откуда эта глыба
неизменно скатывалась вниз. У
них были основания полагать,
что нет кары ужасней, чем бес-
полезный и безнадежный труд."
А.Камю "Миф о Сизифе."
Абсурд и Самоубийство.
На первый взгляд - мораль сей басни, - тщетность бытия. Но ос-
новная проблема экзистенциализма формулирутся (в частности и
Камю) иначе - это проблема самоубийства, решение которой дает
ответы на самые загадочные стороны бытия. Вопрос, что есть са-
моубийство, обращен непосредственно к бытию и может считаться
одним из основных вопросов любой философии в той мере, в какой
она стремится к диалогу с истиной и оправданию своей почетной
обязанности, - представлять Человека в этом, если хотите, спо-
ре.
Во первых, Камю рассматривал самоубийство как индивидуальный
акт: "самоубийство подготавливается в безмолвии сердца" (здесь
и далее в кавычках - слова Камю в пересказе близком к тексту).
Во вторых, то что называется причинами - обычно всего лишь по-
вод. Таким образом, Камю медленно переходит к основной теме
- 3 -
своей работы - теме абсурда в жизни.
Не будем забывать, что здесь перед нами более Камю-психолог
чем философ, и обратимся к чувствам. Ведет ли абсурд к смерти?
Мы можем, например, вычитать, что чувство абсурдности - это
разлад между человеком и жизнью: "когда очевидность и восторг
уравновешивают друг друга, мы получаем доступ и к эмоциям и к
ясности". За этим следует философский вопрос в лучших традициях
герменевтики: "не следует ли за заключением абсурдности быст-
рейший выход из этого состояния?" Многие отвечающие "нет" дейс-
твуют так, как если бы сказали "да"; и наоборот, самоубийцы
часто уверены, что жизнь имеет смысл. И взгляд на жизнь как на
бессмыслицу совсем не равен утверждению, что она не стоит того,
чтобы ее прожить. " Нюансы, противоречия, всеобъясняющая психо-
логия, умело привнесенная "духом объективности", - все это не
имеет ничего общего с этим страстным исканием (имеются виду ис-
кания - "куда же ведет абсурд?"), ему потребно неправильное, то
есть логическое мышление".
Абсурдные стены.
" Чувство абсурдности неуловимо в тусклом свете своей атмосфе-
ры". Можем найти, что такое атмосфера чувства по Камю: "большие
чувства, - целая вселенная.Наделенная собственной аффективной
атмосферой, эта вселенная предполагает наличие определенной ме-
тафизической системы или установки сознания". Хотелось бы под-
черкнуть здесь слово "собственной", поскольку "определенность"
вводится по законам самой этой "вселенной".
- 4 -
Неуловимость же заслуживает отдельного внимания. Уловимость -
практическая оценка. Чувства же, которые недоступны нам во всей
своей глубине, частично отражаются в поступках, в установке
созннания, необходимых для того или иного чувства. Тем самым
задается метод, но это метод анализа, а не познания в том смыс-
ле, в котором последнее трактовалось выше. Метод познания пред-
полагает метафизическую доктрину, которая заранее определяет
выводы, вопреки всем заверениям в безпредпосылочности метода,
что, собственно не так страшно, но только не в нашем случае.
Может все-таки удастся раскрыть неуловимое чувство абсурдности
в родственных мирах умопостижения искусства жизни? Начнем с ат-
мосферы абсурда. Конечная цель - постижение вселенной абсурда.
" Начало всех великих мыслей - ничтожно. В этом - парадокс
скуки." Далее Камю замечает, что ощущение абсурда рождается с
ощущением возраста, поскольку элементарность и определенность
происходящего - содержание абсурдного чувства. Пока разум мол-
чит, погрузившись в недвижный мир надежд, все упорядочивается и
отражается в единстве его ностальгий. При первом же движении
этот мир дает трещину.
Какой же вывод из этих рассуждений об ограниченности разума?
Отчуждаемый от самого себя и от мира, вооруженный на любой слу-
чай мышлением, которое само себя отрицает в самый миг собствен-
ного утверждения (в круге первом - в подходе к истинности и
ложности, во втором - в преодолении всеединства; чистый разум
"испорчен" желанием ясности в том, где проявление абсурда - в
незаполняемости рва между собственным существованием и содержа-
нием, вкладываемым в него, действительно, как может быть смерт-
- 5 -
ным мыслящее существо), - что это за удел, если я могу прими-
риться с ним лишь отказавшись от знания и жизни, если мое жела-
ние всегда наталкивается на непреодолимую стену? Значит желать
- вызывать к жизни парадоксы. Все устроено так, чтобы родилось
это отравленное умиротворение, дающее нам беспечность, сон
сердца и отречение смерти.
Абсурдно столкновение между иррациональностью и исступленным
желанием ясности. Абсурд здесь равно зависит и от человека и от
мира, и пока что - он единственная связь между ними. Последнее
утверждение можно рассматривать как кредо французского экзис-
тенциализма, когда подобный постулат о месте человека в мире
приводит к идее абсурда, как особой "душе" мира, самодвижимой
подобно душе человека. Так от парадоксальной природы желаний
автор переходит к главному вопросу: "почему сердце не сгорает в
миг появления чувства абсурда?"
"Остановка в пустыне."
Хайдеггер говорил: " забота - краткий миг страха". Обращение к
смерти - это краткий миг заботы, голос тревоги, заклинающий эк-
зистенцию вернуться к самой себе. И это путь экзистенциализма:
Ясперс искал нить Ариадны, Кьеркегор не только искал абсурда,
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|