←предыдущая следующая→
1 2 3
замкнутого круга угрызений совести, когда
стремление возвратить невинность мешает анализу "чистого выбо-
- 10 -
ра", возвращая человека к согласию с собственными стенами?
Абсурдный ум готов к расплате. " ...- Для него существует от-
ветственность, но не существует вины. Более того он согласен,
что прошлый опыт может быть основой для будущих действий."
Единственная истина абсурда раскрывается и воплощается в конк-
ретных людях. Итогом поисков абсурдного ума оказываются не пра-
вила этики, а живые примеры. В этом, - может быть, главная гу-
манистическая заслуга философии абсурда. Живой человек всегда
значит для другого человека много больше, чем все придуманные
"истины". Мы говорим о мире, в котором и мысли, и жизни лишены
будущего, здесь для искусства выбраны лишь те герои, которые
поставили своей целью исчерпание жизни.
Абсурдное творчество.
" В разреженном воздухе абсурда жизни таких героев могут
длиться лишь благодаря нескольким глубоким мыслям, сила которых
позволяет им дышать. В данном случае речь пойдет об особом
чувстве верности." Можно добавить: и о чувстве верности автора
своим героям, "верности правилам сражений". Детские поиски заб-
вения и удовльствия отныне оставлены. Творчество, в том смысле,
в каком оно способно их заменить, есть "по преимуществу абсурд-
ная радость".
Искусство является знаком смерти и в то же время приумножением
опыта. Творить - значит жить вдвойне. Поэтому мы и завершаем
разбор тем данного эссе обратившись к исполненной великолепия и
в то же время ребячества вселенной творца. Ошибочно считать ее
- 11 -
символической, полагать, будто произведение искусства может
рассматриваться как убежище от абсурда. Произведение искусства
впервые выводит наш ум за его пределы и ставит лицом к лицу с
другим. Творчество отражает тот момент, когда рассуждение прек-
ращается и на поверхность вырываются абсурдные страсти. В аб-
сурдном рассуждении творчество следует за беспристрастностью и
раскрывает ее.
Хотелось бы закончить еще одной цитатой из эссе: " Старое про-
тивопоставление искусства и философии достаточно произвольно.
Если понимать его в узком смысле, то оно просто ложно. Единс-
твенно приемлемый аргумент сводится здесь к установлению проти-
воречия между философом, заключенным в сердцевину своей системы
и художником, стоящим перед своим произведением. Но, подобно
мыслителю, художник вовлекается в свою работу и в ней становит-
ся самим собой. Это взаимовлияние творца и произведения образу-
ет важнейшую проблему эстетики. Между дисциплинами, которые
создаются человеком для понимания и любви, нет границ."
ЛИТЕРАТУРА:
1.А.Камю "Миф о Сизифе.Эссе об Абсурде." пер. Руткевича
в изд. "Сумерки богов", М. Политиздат, 1989.
←предыдущая следующая→
1 2 3
|
|