Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Анализ сочинения Цицерона "Тускуланские Беседы"

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 

этого сочинения общая:

здесь ставится вопрос о возможностях и условиях

человеческого познания. В нем Цицерон изложил начала

философской школы, к которой сам имел наибольшую склонность-

академической.

Эти два произведения-род предисловия к философским

произведениям Цицерона. Несколько напоминает ~Гортензия~

введение к трактату ~О пределах добра и зла~. Тут Цицерон

тоже защищает философию, но главным образом-переложение

греческой философии на латинский язык. ~О пределах добра и

зла~ посвящено вопросу, от которого зависит все учение о

нравственности. Это учение о высшем благе. Здесь Цицерон

изложил взгляды на этот вопрос наиболее процветавших в его

время философских школ.

За трактатом ~О пределах добра и зла~ следует ряд

сочинений, в которых вопросы нравственной философии сводятся

на практическую почву с целью удовлетворить современным

потребностям общества, нуждавшегося в нравственной опоре

среди государственных смут и переворотов. ~Тускуланские

беседы~ по времени издания (в первой половине 44 года) и по

содержанию примыкает к трактату "О пределах добра и зла". В

них рассматривается вопрос возможно ли в различных тяжелых

положениях и обстоятельствах жизни сохранить душевное

спокойствие и свободу от страха, боли, огорчения и других

душевных расстройств, которые более всего возмущают

человеческое счастье. Цицерон был убежден, что философия

вполне может оградить человека от всего этого и исполнение

этой цели считал ее главной задачей.

Трактат состоит из пяти книг:

I. О презрении к смерти.

II. О перенесении боли.

III. Об утешении в горе.

IV. О страстях.

V. О самодовлеющей добродетели.

Его литературная форма отлична от предыдущих

произведений. Трактат построен по образцу докладов или

лекций перед слушателями. "Лектор" отвечает на вопросы,

поставленные этими слушателями или даже им самим, часто

опровергая выдвинутые для обсуждения основные тезисы.

Слушатель ставит тезис, "учитель опровергает его и излагает

свое мнение, причем слушатель лишь иногда вставит замечание,

чтобы вызвать или растолкование неясного, или рассмотрение

незатронутой стороны вопроса. Подобная форма диспутов

использовалась уже и Карнеадом и Филоном. (Сам Цицерон

именует эту форму греческим термином "школа" ).

Основная проблема "Тускуланских бесед" - проблема

"эвдемонии", т. е. счастливой жизни и способов ее

достижения. В первой книге рассматривается вопрос, есть ли

смерть несчастие для людей; во второй - делает ли человека

несчастным физическая боль; в третьей - как можно оградить

себя от печали; в четвертой - от иных душевных расстройств

и, наконец, в пятой- достаточна ли для счастия добродетель.

Из этих вопросов особенно был близок Цицерону вопрос,

обсуждаемый в первой книге, должно ли считать смерть

наибольшим злом, потому что он занимался им в сочинении на

смерть своей дочери Туллии и пользовался отчасти теми же

источниками, так что многое оставалось только несколько

дополнить. Так же и пятая книга представляет собой более

пространное и популярное изложение того, о чем Цицерон

говорил в предыдущем трактате "О пределах добра и зла"; и

вообще вопрос - достаточно ли одной добродетели для счастия

- был им особенно разработан вследствие риторических

упражнений и предшествующих философских занятий.

Итак, после того, как я в общем обрисовала картину

строения трактата "Тускуланские беседы", попробую

остановиться поподробнее на каждой из книг сочинения,

особенно на тех местах, где Цицерон выражает свое мнение о

том, что есть философия и зачем она нужна. Следует

подчеркнуть, что каждая "беседа" предваряется вступлением,

где в полной мере в полной мере обнаруживается отношение

Цицерона к философии.

Но перед этим следует выяснить, какую же задачу ставил

перед собой Цицерон вообще занявшись философией. Дело в том,

что задача эта достаточно четко была сформулирована им

самим. В начале трактата "О пределах добра и зла" он пишет:

"Я считаю своей обязанностью, поскольку это в моих силах,

работать в том направлении чтобы благодаря моим стараниям,

усердным трудам все мои сограждане расширили свое

образование. " Цицерон взял на себя задачу осветить мыслью

важнейшие вопросы политической и нравственной жизни и

указать римскому обществу на спасительный источник

умственной деятельности, кроющийся в сочинениях греческих

философов. Сокровищница греческой философии была еще почти

не почата для соотечественников Цицерона. Он решил сделать

ее доступной им. Его целью было - достигнуть того, чтобы

римляне могли на своем родном языке знакомиться с

философскими идеями эллинов и искать в них того утешения,

которое находил в них он сам. Цицерон в принципе не

претендовал на самостоятельную философскую систему; он

преследовал целью изложения греческой философии на латинском

языке и соответствующей этому римской интерпретации. Об этом

он и говорит в начале "Тускуланских бесед": "А так как смысл

и учение всех наук, которые указывают человеку верный путь в

жизни, содержатся в овладении тою мудростью, которая у

греков называется философией, то ее-то я почел нужным

изложить на латинском языке. "

В связи с этим следует сделать некоторое отступление об

отношении римлян к философии. Ибо именно об этом говорит

Цицерон в начале первой "беседы" [ Tusc. I (1) - (8) ].

Первое определенное известие о занятии римлян

греческой философией дают нам сенатские определения, по

которым в 173 году эпикурейские философы, а в 161 году

риторы и философы были высланы из Рима. Не смотря на это,

интерес к греческому искусству и образованию вообще, а к

философии в особенности распространялся все больше и больше,

и когда афиняне в 155 году послали в Рим в качестве послов

Карнеада, Критолая и Диогена, римское юношество с таким

воодушевлением стремилось на их лекции, что национальная

партия, боясь за сохранение древнеримских нравов, подала

совет как можно скорее выслать этих философов из Рима. Но

интерес к философии был еще гораздо больше возбужден

примером Сципиона Младшего и кружка его друзей, чем лекциями

этих трех философов. Стоик Панетий жил в доме Сципиона и был

его спутником в путешествиях. В своих сочинениях он

занимался исключительно теми вопросами, которые особенно

интересовали римлян - нравственной философией, политикой. Он

смягчил строгость стоической морали, избегал чисто

теоретических исследований и внес в свои сочинения многое из

Платона и Ксенофонта.

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»