Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Анализ сочинения Цицерона "Тускуланские Беседы"

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 

что оно совершенно противоречит его

понятиям о назначении человека и о его нравственных

потребностях.

Итак, затронут вопрос о добродетели, и в пятой книге

уже ставится вопрос о том, достаточно ли ее одной для

достижения счастья - этого предела всех желаний человека.

Цицерон обращается к Платону, утверждавшему, что блаженство

существует лишь там, где природа существа достигает своего

совершенства. Между тем совершенство человека заключено в

добродетели, следовательно, без добродетели невозможно

счастье. Неправедный человек не может быть счастливым. Для

подтверждения этого Цицерон обращается к доказательствам из

области истории. Он приводит в пример тиранов; подробно

рассказывает о тиране Сиракуз Дионисии, живыми красками

рисует его бесцветную жизнь. Вообще, в "Тускуланских

беседах", как и в других его философских произведениях, хотя

естественно и менее, чем в речах и письмах, нередко

проглядывает современная Цицерону римская жизнь. Большая

часть образованного общества того времени с величайшим

удовольствием и сочувствием встречала там и сям рассеянные

намеки на современное общественное состояние и в особенности

на Цезаря; намеки, которые или вполне ускользают от нас или

возбуждают в нас далеко не столько интереса, сколько они

должны были возбуждать у современных читателей. В словах

Цицерона о начинающемся падении красноречия (II), о прежних

временах республики, когда еще консульское достоинство было

не менее почетно, чем в Греции победа на Олимпийских играх

(II), когда он говорит о Катоне, который после победы над

помпеянцами лишил себя жизни в Утике и ставит его наряду с

Сократом (I, V) и т. д. , то в этих местах общество должно

было находить отражение не только глубокого чувства

Цицерона, но и собственных взглядов и своего собственного

настроения.

Философское содержание " Тускуланских бесед"

заимствовано большей частью из греческих источников и

преимущественно из сочинений стоиков. Цицерон неоднократно

сознательно утверждает свою зависимость от греческой

философии, причем разных ее направлений. Но он весьма

убедительно говорит о необходимости именно римской

интерпретации греческой философии. Как уже упоминалось,

источником для третьей и четвертой книг послужили сочинения

Хризиппа, в других местах Цицерон следует сочинениям Диогена

Вавилонского, Панеция и Посидония, а также перипатетикам

Теофрасту, Дикеарху и Аристоксену. В первой книге многое

заимствовано из сочинений Платона - "Федон", "Федр", "Менон"

и др. и из сочинений академика Крантона.

Но, несмотря на это, как неоднократно уже замечалось,

нельзя считать Цицерона единственно только переводчиком с

греческого, он самостоятельно высказывает свои суждения и на

все кладет национальный римский отпечаток. Поэтому он так

часто приводит примеры из отечественной истории, вставляет

отрывки из римских поэтов. Именно этим он прежде всего

заинтересовал римскую публику. Посредством живого, отнюдь не

поучительного, "популярного" языка Цицерону удалось

возбудить в образованных римлянах любовь к философии,

которая с этих пор становиться важным звеном в системе

римского образования. Проповедуя необходимость изучения

философии, как важной опоры политического и ораторского

образования, Цицерон открыл в ней своим согражданам убежище

для духа в тяжелые минуты жизни в период величайших

политических и нравственных потрясений.

Ведь философия - наш спаситель от всех слабостей,

ошибок и погрешностей. "В лоно ее " Цицерон с юных лет

привела " любовь и ревность к занятиям" (Tusc. V, II).

Цицерон видел в ней основу ораторского образования, которое

все-таки считал главным своим призванием. Но это лишь одна

сотая доля предназначения философии. Трудно на протяжении

всей истории философии человека, отведшего философии как

таковой столь важную роль. Ведь философия для Цицерона -

"водительница душ, изыскательница добродетелей, гонительница

пороков". ( Tusc. V, II ) Она "породила города, соединила в

общества рассеянных по земле людей. . . , открыла законы,

стала наставницей порядка и нравственности. " ( Ibid. V, II

(5) )

Философия "обещает привести того, кто повинуется ее

законам, к такому совершенству, что он всегда буден вооружен

против судьбы, всегда будет иметь в себе все оплоты для

жизни честной и блаженной и всегда, стало быть, обладать

блаженством". ( Tusc. V (19) )

Итак, философия убедила нас, при помощи Цицерона в том,

что смерть не страшна, что можно противостоять боли и

страданиям, укрепила веру в самодовлеющую добродетель.

Цицерон в "Тускуланских беседах предстает перед нами живым

человеком - бесстрастным мудрецом, чуждающимся беспокойной

массы и с ласковой улыбкой дающим наставления к разумной

жизни. Он научил своих современников и многие последующие

эпохи любить и ценить философию. Богатство мыслей и

популярность изложения "Тускуланских бесед" и других

философских сочинений Цицерона, сделали их в Европе любимым

предметом чтения в школе и вне ее. Цицерон был одним из тех

древних, который научил нас мыслить (как заметил в свое

время Вольтер). Цицерон приобщил к философии не один только

Рим, но весь образованный и стремящийся к образованию Запад.

Вообще, в истории культуры немного можно найти таких

моментов, которые по своему значению могли бы сравниться с

пребыванием Цицерона в его Тускуланском поместье в краткую

эпоху единовластия Цезаря. Цицерон поставил перед собой

чисто просветительскую задачу: прославить философию,

показать ее важность представить ее в полной мере своим

согражданам. Можно сказать с полной уверенностью, что

Цицерон выполнил эту задачу. Он действительно доступным и

приятным языком изложил основные положения философских школ

и направлений, создал латинскую философско-научную

терминологию и привил римлянам вкус и интерес к философии.

Путем отбора, по его мнению "наилучшего" он сумел

представить им картину греческой философии в целом. Важная

роль Цицерона заключается еще в передачи огромного идейного

наследства последующим поколениям. Его философские труды

явились живым и щедрым источником, питавшим целые эпохи.

Каждая эпоха вносила свой вклад в представление о Цицероне.

Поэтому не представляется возможным подвести какой-то единый

итог, сделать какой-то определенный и окончательный вывод.

Каждая эпоха выделяла какую-то одну характерную черту

личности и деятельности Цицерона, которая по тем или иным

причинам была наиболее созвучной умонастроениям данной

эпохи.

Для ближайших потомков Цицерон выступал главным

←предыдущая следующая→
1 2 3 4 5 6 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»