Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Андрей Тимофеевич Болотов \1738-1833\

←предыдущая следующая→
1 2 3 

и изобретенные самими нами, и когда бы мы называть их стали Российскими»,– писал Болотов по поводу разведения и устройства парков.

В 1796 году после смерти Екатерины 11 Богородицкая и Киясовская волости были переданы ее незаконнорожденному сыну А. Г. Бобринскому. Болотов не пожелал остаться здесь управителем и покинул Богородицк, вернувшись в родное Дворяниново, где прожил до самой смерти. Но и здесь он не оставил сельскохозяйственных, научных и литературных занятий. Работая над мемуарами, Болотов писал: «с науками не расстанусь я ни для кого и ни для чего на свете!» В Дворянинове Болотов продолжает писать статьи по агрономии, прудному хозяйству, ботанике, минералогии, физике и пр. В течение 52 лет Болотов вел регулярные метеорологические наблюдения, делал ежедневные записи, переданные после смерти Болотова сыном в Академию наук.

А. Т. Болотов внес большой вклад в развитие русской культуры. Благодаря просветительской деятельности Болотова в Богородицке в 1784 г. было открыто первое в Тульской губернии волостное училище для крестьянских детей. В Богородицке им был создан первый в России детский театр (1779 – 1781), для которого он сам писал пьесы, ставил их с детьми, рисовал декорации, исполнял некоторые роли. Дома  А. Т. Болотова в Богородицке и Дворянинове становились культурными центрами местного населения, где устраивались музыкальные и литературные вечера, театральные представления.

А. Т. Болотов обладал незаурядным писательским талантом. Его мемуары «Жизнь и приключения Андрея Болотова, описанные им самим для своих потомков» (4 тома, СПб, 1871 – 1873) не только являются ярким, самобытным литературным произведением, но представляют большой интерес для ученых – историков, этнографов и других специалистов, т. к. отражают все стороны жизни русского общества ХVIII века. Эти автобиографические записки представляют собой повествование в виде писем Андрея Тимофеевича к читателю. Впервые небольшая часть записок была опубликована в журнале “Сын отечества” в 1839 году. После выхода журнала с “Записками” Болотова на них сразу же откликнулся известный критик - публицист Д. И. Писарев. В своем восторженном отзыве он пишет о том, что “громадный повествовательный талант Болотова во всей своей полноте развертывается в этой части записок... автор так хорошо умеет расположить читателя в пользу своей добродушной личности, что невольно интересуешься мельчайшими подробностями его жизни”. Тут же была приставлена характеристика автора “Записок” : “... его трудолюбие, светлый ум, благородная любознательность, кроткий нрав и добродушие, с которым он отзывается об окружающих его личностях, - все это располагает в его пользу и заставляет нас признать в нем одного из лучших людей своего времени, “ - такими словами  заканчивает Писарев свою статью.

Действительно, “Жизнь и приключения Андрея  Болотова... ” подлинная хрестоматия русской жизни ХVII века, интереснейшее литературное произведение, отличающееся выразительной образностью и красотой слога. Многие сцены в книге столь достоверны, что поневоле сравниваешь с тем или иным произведением.  Болотов широко открыл в своих записках ворота русскому народному языку, введя в текст много пословиц, поговорок, и  народных выражений, привлекая тем самым читателей всех сословий. Ну, и, конечно, “Записки” важны как исторический источник. Пожалуй, нет ни одного исследования по истории XVIII века, в котором автор не опирался бы на “Записки”. Некоторые исторические события и факты известны нам только по “Жизни и приключениям...”, а также по выпущенному в 1875 году  “Памятнику прошедших времен, или Кратким историческим запискам о бывших происшествиях и носившихся в народе слухах.”

Так же Болотов написал три пьесы: “Честохвал” (1779), “Несчастные сироты” (1780), “Награжденная добродетель” (1781). Болотов - драматург был известен благодаря единственной прижизненной публикации пьесы “Несчастные сироты”. Первая пьеса “Честохвал” не публиковалась. Образом “Честохвал” восходит к “Ревизору” Гоголя. Честохвал (главный герой пьесы с одноименным названием) - прообраз Хлестакова. Драма “Несчастные сироты” тематически и сюжетно перекликается с комедией Фонвизина “Недоросль”, написанной два года спустя. Рукопись же последней по времени написания пьесы “Награжденная добродетель” до сих пор не найдена.

В своем знаменитом жизнеописании А. Т. Болотов рассказывает, как он стал драматургом. Озабоченный воспитанием детей, думая, каким полезным делом заполнить их досуг, он решил организовать детский театр. Вот что записано Болотовым о его дне рождения 7 октября 1779 года: “Вступление в сей Новый Год моей жизни ознаменовалось особенным мероприятием и таким делом, которого  у меня до того никогда на уме не было, а именно нечаянным восхотением смастерить у себя небольшой домашний театр, на котором бы все наши дети могли представлять кой-какие театральный пьесы.” Художником, декоратором, артистом стал сам Болотов. Первой была поставлена пьеса М. Хераскова “Безбожник”. “Приобрела она от всех совершенную похвалу и общее одобрение. Сие неведомо как ободрило и утешило всех наших детей, не только взрослых, но и самых маленьких,” - писал он. Детского же репертуара тогда еще не существовало. А потому Болотов решил попробовать свои силы в “отважном предприятии” и сочинить комедию самому. Так на свет появилась комедия “Честохвал”. Многие сочинения Болотова посвящены вопросам человеческой личности и ее совершенствования. Примером может служить трактат “Утренники семидесятилетнего старца”. Даже одно перечисление глав позволяет получить некоторое представление о философско-нравственном кредо Болотова. Важным условием человеческого счастья Андрей  Тимофеевич считал положение личность в обществе. При этом он придерживался такой позиции: отношение к тебе людей в первую очередь зависит от того, как ты сам к ним относишься.  Вот его собственные слова: “... я обходился со всеми дружелюбно, просто, бесхитростно, чистосердечно, откровенно, ласково и снисходительно. И за то был всеми любим и почитаем добрым человеком, а сие для меня было всего дороже.” Андрей Тимофеевич был прав: не может быть человек подлинно счастливым, если его не любят и не уважают другие люди. Одни их главных врагов человеческого счастья, по мнению Болотова, являются безделье и порождаемая им скука. И наоборот, труд, особенно творческий, любимый, способен доставить человеку истинное наслаждение жизнью, подлинное счастье.

Неиссякаемым источником человеческого счастья он считал общение с природой. По его мнению, с раннего детства нужно раскрывать перед детьми красоту окружающего мира, прививать умение понимать ее и наслаждаться ею, тем более, что это так доступно.

Если проследить широту интересов Андрея Тимофеевича и многообразие его таланта на примере научной и практической деятельности, нельзя не отметить склонность к изобретательству, изобразительному искусству: ( известен автопортрет Болотова, хранящийся в Эрмитаже ). По слова самого Болотова поэтического таланта Бог ему не дал, тем не менее сохранились многие его поэтические произведения. Архитектурные способности Болотова наиболее ярко проявились при разработке плана застройки города Богородицка, когда было принято решение об отделении его от царских волостей. Своим проектом Андрей Тимофеевич связал в единое целое будущий город, дворец, а в последующем и парк при дворце. Известна и врачебная деятельность Болотова. Вопросам здоровья он уделял большое внимание. Медицина находилась на низком уровне, образованных врачей было мало, их услугами пользовались лишь привилегированные классы, тем не менее, у Болотова четверо из девяти детей умерли в детском возрасте. Андрей Тимофеевич применял целебные свойства трав, большое значение он придавал технологии их заготовки. Широко применял лечение минералами. Известен Болотов и как физиотерапевт.

До последнего дня своей жизни Болотов

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»