Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Аристотель "О душе"

←предыдущая следующая→
1 2 3 

имеет части, ибо некоторые части души суть энтелехия телесных частей. Но конечно, ничто не мешает, чтобы некоторые части души были отделимы от  тела, так как они не энтелехия какого-либо тела в том же смысле. в каком корабельник есть энтелехия судна.

Человек, занимающий высшее место в природе, отличается от других животных наличием разум (разумной души). И структура его души, и  строение тела соответствуют этому более высокому положению. Оно сказывается в прямохождении, наличии органов труда и речи, в наибольшем отношении объема мозга к телу, в обилии “жизненной теплоты” и т.д. познание выступает деятельностью ощущающей и разумной души человека. Ощущение или восприятие - это  изменение, которое производится воспринимаемым телом в душе через посредство тела воспринимающего.

4.К какому роду сущего относится душа?

Аристотель определил душу как “первую энтелехию органического тела”, т.е. жизненное начало тела, движущее его и строящее его как свое орудие. Поэтому в живых телах наиболее явственно обнаруживается целесообразная деятельность природы. Соответственно своим функциям душа делится на три рода. Функция питания и размножения, наличные у любого живого существа, образуют питательную, или растительную, душу. Ощущение и передвижение, свойственные животным. образуют душу ощущающую, или животную. Наконец, мышление осуществляется как деятельность разумной души - она принадлежит человеку. Закон здесь таков: высшие функции, а соответственно души, не могут существовать без низших, тогда как последние без первых могут.

5. Какие части души выделяет Аристотель?

  Душа отличается растительной способностью, способностью ощущения способностью размышления и движением. А есть ли каждая из этих способностей душа или часть души и если часть души, то так ли, что каждая отделима лишь мысленно или также пространственно, - на одни из этих вопросов нетрудно ответить, другие же вызывают затруднения. Так же как и у некоторых растений, если их рассечь, части продолжают жить отдельно друг от друга, как будто в каждом таком растении  имеется одна душа в действительности (энтелехия), а в возможности - много, точно так же мы видим, что нечто подобное происходит у рассеченных на части насекомых и в отношении других отличительных свойств души. А именно : каждая из частей обладает ощущение и способностью двигаться в  пространстве; а если есть ощущение, то имеется и стремление. Ведь где есть ощущение, там и печаль, и радость, а где они, там необходимо есть и желание.

Относительно же ума и способности к умозрению еще нет очевидности, но кажется, что они иной род души и что только эти способности могут существовать отдельно, как вечное - отдельно от преходящего.

А относительно прочих частях души из сказанного очевидно, что их нельзя отделить друг от друга.

6.Какими способностями обладает душа?

 Душа обладает растительной способностью, способностью ощущения, способностью размышления и пространственного  движения.

Растениям присуща только растительная способность, другим существам - и эта способность, и способность ощущения; и если способность ощущения, то и способность стремления. Ведь стремление - это желание, страсть и воля; все животные обладают по крайне мере одним чувством - осязанием. А кому присуще ощущения;  тому присуще также испытывать и удовольствие и печаль, и приятное и тягостное, а кому все это присуще, тому присуще и желание: ведь желание  есть стремление к приятному.

7.Что такое энтелехия?

 Энтелехия ( греч. entelecheia -  имеющее цель в самом себе) - у Аристотеля - целеустремленность, целенаправленность как движущая сила (Телеология (греч teleos -цель, logos - учение)- каждый предмет природы имеет внутреннюю причину, которая есть источник движения от низших форм к высшим (Аристотель) ), самоцель, активное начало, превращающее возможность в действительность.

 Аристотелево понятие энтелехии можно разъяснить так.  Вещи существуют или энтелехиально, как нечто осуществленное и завершенное, или потенциально, в возможности, или же и потенциально, и энтелехиально.  Вопрос о движении относится к третьему отношению: в движущем имеется как  возможность, способность изменятся, так и внутренняя тенденция к завершению, т.е. цель, заложенная в самой вещи и выступающая ее внутренней движущей силой, поскольку она способна к изменению.

А следовательно, всякое явление подразумевает, по Аристотелю, возможность изменения, цель, к которой направлено изменение, и энтелехию как осуществленность данной цели, лежащую в вещи.

Говоря иначе, энтелехия - это “программа” изменения. Если для тел, создаваемых искусством. цель и “программа” лежат вне изменяемой вещи и вносятся в нее мастером. то в природных вещах они имеются в ней в той мере, в какой вещь имеет в себе “начало движения”, т.е. способны к самодвижению.

АРИСТОТЕЛЬ

                     I. Биография

      

       Аристотель родился в Стагире  на  севере  Греции  во  второй половине 384 г.  до н.э. в семье придворного врача  македонского царя Никомаха и Фестиды.

       Восемнадцатилетним юношей  он  отправился  в  Афины,  чтобы стать учеником Академии Платона. Почти двадцать лет  Аристотель совершенствовал   свое образование в Академии.

  По свидетельству историков,  Платон  называл  его  "умом"  своей школы.

       В 343  г.   до  н.э.  он принял почетное приглашение  македонского царя    Филиппа   стать   воспитателем   его  четырнадцатилетнего сына,       будущего   полководца   и  императора Александра     Македонского.    Эти    занятия  продолжались три     года  до  вступления  Александра  на  престол.

       Находясь под    покровительством    своего   бывшего  ученика, Аристотель  в 335 г.  до н.э.  создал  в  Афинах  школу - Ликей,  в которой перед многочисленной аудиторией  излагал свое учение, полемизируя с представителями других  философских школ.

       В течении тринадцати лет Аристотель руководил  своей  школой, ученики  и последователи которой стали называться  перипатетиками (перипатос -  греч.   блуждание;  название  связано, вероятно, с прогулками по аллеям Ликея, во время которых философ беседовал с учениками).

       В 323  г.   до  н.э.   умер  покровитель  Аристотеля  Александр Македонский.  Аристотеля обвиняют в нечестии, и  он вынужден бежать на Евбею.

       Умер Аристотель в 322 г. до н.э. в изгнании.      


       II. Основные работы

*      Учение о бытии

"Метафизика" (О "первой философии"),

"Физика",

"О небе",

"О возникновении и уничтожении"

*      Логика

"Категории",

"Об истолковании",

"Первая Аналитика",

"Вторая Аналитика","Топика"

*      Психология

"О душе"

*      Этика

"Этика Никомахова",

"Этика Эвдемова",

"Большая этика"

*      Учение об искусстве

"Поэтика",

"Риторика"

*      Политические учения

"Политика"

История

"Афинская полития"

*      Естественнонаучные труды

"Метеорологика",

"О частях животных",

"О происхождении животных",

"История животных"


      

←предыдущая следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»