Пример: Автоматизированное рабочее место
Я ищу:
На главную  |  Добавить в избранное  

Главная/

Философия, культурология, религия, искусство /

Богоматерь Донская (ГТГ) Интерпретация темы Богоматери Елеусы

Документ 1 | Документ 2

←предыдущая  следующая→
1 2 3 

Доклад: George Normal Алексей 2 4 1601-01-01T00:00:00Z 2000-01-10T00:16:00Z 2000-01-10T00:16:00Z 3 1771 10099 30720 84 20 12402 9.2812 6 пт 6 пт 0

 

Доклад:

“Богоматерь Донская” (ГТГ). Интерпретация темы “Богоматери Елеусы”.

К ... добрым  гениям России,  ее великим  возродителям и  возбудителям должен быть отнесен  и  знаменитый  художник  Феофан  Грек,  прибывший   в   Россию  в третьей                      четверти  ХIV  века и  составивший в  истории русской живописи  целую эпоху.

“Богоматерь Донская” (ГТГ). Интерпретация темы “Богоматери Елеусы”.

1 Иконографический тип и некоторые аспекты его эволюции:

Основные черты иконографического типа Умиление: в центре иконы располагается      поясное     изображение Богоматери  с       младенцем   на   руках,   нежно рижавшимся к ее щеке. Изображение  Марии и младенца в позах          взаимного    ласкания - распространенный   в  византийском  искусстве  тип изображения  -  по-гречески  называлось  “Елеуса”, а по- русски обозначалось как “Умиление”.  Как и   всегда, с раннехристианских времен, Мария изображена    закутанной в темно-вишневый  плащ  -  мафорий - одежду замужних палестинских женщин,  а  на  мафории  -  звезды, знаки   ее девства,   чудесно  сохраненного  “до рождества, в рождестве        и   по рождестве”.

Древнейшим, неизменным     представлениям о внешности Марии соответствуют   здесь   черты Богоматери,  их  можно  описать  словами  древнего апокрифа,  которые  гласили,  что у Марии “  лик был  смуглый    и           овальный,          волосы   цвета   зрелой пшеницы,  рот алый,  глаза в форме плодов миндаля и  руци  тонкостью  источены”. Но эти благородные, всегда   узнаваемые   черты                        под  кистью  мастера обретают  какую-то  невиданную, одухотворенную, захватывающую                  красоту.  И  красота эта неотделима

от  того  выражения  бездонной,  высокой  и чистой печали,  которым  исполнен  лик и которую изливает обращенный к  нам  взгляд.  Печали,  почти  не передаваемой  словом,  поистине  печали  Матери, у которой  пронзенное  великим  сыновним  страданием сердце  навек  отозвалось  всем  бедам  и горестям людским.  Прижимая  к  себе  правой рукой младенца Сына,  мягко  склонившись  к  нему  головой, левую руку  простирает  к  нему  Мария  в жесте моления.

Немаловажными представляются факты исторической эволюции образа Богоматери Елеусы и всей богородичной иконографии. “            ... Одна из тем византийского искусства 11-12 веков - тема божественной любви, выражаемой в формах человеческой...

            В культуре конца XI-XII вв. “страстная” тема, тема любви приобрели особое значение в связи с новой литургией, богословской и философской полемикой, ересями, а также разногласиями с латинским западом. Этот тип, как никакой другой, отразил переосмысление роли Богоматери в контексте новой “драматической” литургии и человечески эмоциональную интерпретацию ее образа. Мы касаемся также и других композиций с близкими иконографическими элементами? прежде всего с изображением лобзания - “Сретение” и “Оплакивание”.

            ... На примере икон из монастыря св. Екатерины на Синае “Богоматерь и пророки”, “Богоматерь влахернская”, а также на примере “Владимирской богоматери” мы прослеживаем различные иконографические прототипы из античного арсенала. Это естественно. Эрот или юный Дионис из вакхической иконографии для образа Христа-младенца, трагическая театральная маска для лика Марии и схема изображения Афродиты, целующей Эрота.

В данном разделе мы также привлекаем литературные параллели из сферы светской словесности. Нам представляется весьма плодотворным проследить параллелизм между литературной экзегезой и изобразительным искусством не только в плане соотносимости содержания, но и потому, что механизм переосмысления древних мотивов, в том числе и мифологических, обнаруживает общие качества в этих двух сферах. В 12 веке возрождается жанр эллинистического греческого любовного романа, который воспевает земную любовь и красоту. Однако средневековый роман предусматривал и символическое восприятие. Византийский роман - это аллегория любви. Тема “любви” .... смыкается и с содержанием этой сферы литературы. Единый символический способ мышления, универсальный для средневековья соединяет нити, тянущиеся к столь разным областям культуры. Тема божественной любви, получившая воплощение в образах ласкающей Богоматери и “Оплакивания” как ни парадоксально имеет точки соприкосновения с темой любви, не только в теологической экзегезе, но и в византийском романе.

            В произведениях изобразительного искусства XI - XII вв. древние прототипы становятся основой не только для антикварного усвоения и заимствования, как в искусстве X века, но и для глубокого переосмысления...

            ... Древние прототипы вовлекаются даже в христологическую иконографию...”

2. Феофан Грек - центральная фигура древнерусского искусства 14 века.

(Икона Донской Богоматери, как произведение Феофана Грека)

Центральной фигурой  в  русском искусстве конца XIV начала XV веков являлся Феофан Грек.  “Мы  не  очень осведомлены  о жизни  Феофана: наши  источники ­- три  летописных  упоминания  и  одно-единственное письмо.  Год рож­дения  неизвестен,  год  смерти  -  тоже. Можно  лишь предположить, что  умер  он  после  1405  г.  -  последний  год, под  которым имя художника  упоминается  в  летописи  в  связи  с работой  над одним из  великокняжеских  заказов.  Смерть  настигла        его,  несомненно, в  преклонном  возрасте,  ибо  Феофан  приехал  на  Русь (случилось то в семидесятых годах ХIV  века) в  расцвете таланта,  полный сил, успев до того, если верить  источнику, расписать  у себя  на родине более сорока церквей”. Несмотря на такое обилие произведений до нас дошло очень немного: “Из монументальных  росписей  -  фрески  церкви  Спаса  на  Ильине  в Новгороде. И несколько икон”.

Один из первых важных заказов мастера - роспись церкви Благовещения,  "на дворе" князя Василия Дмитриевича. К тому времени на Руси сло­жился  тип  высокого иконостаса,  из дерева,  не присущий византийским церквам,  где преобладал иконостас в виде портика либо в виде каменной глухой стенки (материал, на котором основвывается этот абзац приведен в конце доклада под латинским пунктом i). Таким образом мастер столкнулся с необычным построением

←предыдущая  следующая→
1 2 3 


Copyright © 2005—2007 «Refoman.Ru»